Нужна ли проверка, если принято решение о ликвидации? |
Согласно требованиям Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение), налоговым органом справка о наличии (отсутствии) у ликвидируемого субъекта задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам представляется в регистрирующий орган на основании имеющейся информации о деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо по результатам проверки, проведенной налоговым органом, и (или) на основании аудиторского заключения и отчета.
Налоговая декларация (расчет) при ликвидации (прекращении деятельности) представляется в соответствии с требованиями части первой пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса (далее - НК) в сроки, установленные пунктом 1 статьи 44 НК:
- в течение 5-ти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности). Налоговое обязательство исполняется и причитающиеся к уплате пени уплачиваются не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления такой налоговой декларации (расчета);
- не позднее чем за 10 рабочих дней до дня представления ликвидируемой организацией, прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем в регистрирующий орган ликвидационного баланса, уведомления о завершении процесса прекращения деятельности (при наличии объектов налогообложения в процессе ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). Налоговое обязательство исполняется и причитающиеся к уплате пени уплачиваются в течение пяти рабочих дней со дня представления такой налоговой декларации (расчета).
На титульном листе декларации (расчета) проставляется знак «Х» в строке «В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Республики Беларусь» и в соответствующей графе указывается дата представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (подпункт 9.1 пункта 9 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2).
Проверка при ликвидации (прекращении деятельности) субъекта предпринимательской деятельности проводится налоговым органом в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 72 НК.
В случае, если субъект хозяйствования, которым принято решение о ликвидации, включен в план выборочных проверок и выборочная проверка в отношении него не проведена (не завершена), данный субъект хозяйствования не может быть ликвидирован до проведения и завершения указанной проверки (пункт 16 Положения).
Таким образом, субъекту хозяйствования, принявшему решение о ликвидации (прекращении деятельности), необходимо подготовить подлежащие проверке документы. Обязанность плательщика предоставить необходимые для проверки документы (их копии) и иную информацию установлена статьей 22 НК.
Если документы бухгалтерского, налогового учета и (или) документы, связанные с налогообложением, у проверяемых субъектов отсутствуют либо не предоставлены для проверки, проверяющие вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов в соответствии с Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 № 426.
<...>