Новый порядок контроля таможенной стоимости товаров |
В связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) Евразийской экономической комиссией принимаются документы в развитие его норм. Так, в частности, со 2 мая 2018 г. вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза», которым утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — Положение).
Следует помнить, что п. 5.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) определено, что взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и при представлении субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями. Таким образом, указанный срок, определенный этим документом, касается и проверки таможенной стоимости товаров.
При проведении контроля используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе (п. 3 Положения):
а) о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов (например, информация о таможенной стоимости товаров, которые ранее помещались таможенными органами под таможенные процедуры);
б) о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов (например, информация, имеющаяся в открытых источниках (в том числе в сети Интернет) либо полученная при взаимодействии таможенных органов с бизнес-сообществом, от государственных органов и т.д.).
Подозрения о недостоверности определения таможенной стоимости товаров. Проведение таможенного контроля таможенной стоимости товаров до выпуска производится в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС. Согласно ей таможенный орган вправе несколько раз последовательно запрашивать документы и сведения. Прежде всего, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, таможенный орган вправе запросить (без обоснования причин) у декларанта документы, указанные в графе 44 декларации на товары.
Таможенная стоимость ввозимых товаров не определяется, а следовательно, и не контролируется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру.
При этом указанные в поданной декларации товары должны ввозиться в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары, при одновременном соблюдении следующих условий (п. 6 Положения):
а) ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки). Напомним, что в соответствии со ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Соответственно, в данном случае Положение говорит о том, что все условия договора при нескольких поставках товаров должны совпадать и не могут быть изменены путем подписания различных приложений и дополнений (в том числе за счет изменения объема поставки);
б) при проведении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров выявлены те же признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров (то есть оговоренные в п. 5 Положения);
в) в отношении ранее ввезенных идентичных товаров:
· таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
· по результатам контроля таможенной стоимости товаров подтверждены достоверность и (или) полнота проверяемых сведений;
г) таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров;
д) в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары в отношении ввозимых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, под кодом 09031 заявлен регистрационный номер декларации на товары в отношении ранее ввезенных идентичных товаров, отвечающих вышеперечисленным условиям;
е) срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров, а если идентичные товары были выпущены в соответствии со ст. 121 ТК ЕАЭС — с даты направления декларанту в соответствии с п. 19 ст. 325 ТК ЕАЭС информации о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками (но не более 180 календарных дней).
Заметим, что это упрощение не работает в случае назначения и проведения таможенной проверки. В ее рамках таможенный орган вправе проводить проверку таможенных, иных документов и (или) сведений и в рамках ее запрашивать документы и сведения, несмотря на наличие обстоятельств, указанных в п. 6 Положения.
Запрос документов. После выявления признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров таможенный орган в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС (либо при проведении таможенной проверки) вправе запросить у декларанта коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах. Этот запрос должен быть обоснованным и должен содержать:
<...>