Авансовые платежи: порядок использования |
При осуществлении внешнеэкономической деятельности авансовые платежи могут быть использованы субъектами хозяйствования в счет уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее — таможенные платежи), обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также для целей погашения задолженности, возникшей перед таможенными органами.
Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм указанных платежей в отношении конкретных товаров (п. 1 ст. 48 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) (далее — ТК ЕАЭС).
Авансовые платежи могут быть внесены в:
· белорусских рублях, если они будут использованы для уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
· иностранной валюте, если международными договорами предусмотрена уплата таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в иностранной валюте.
Денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей:
· являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи;
· не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо иных платежей, взимаемых таможенными органами;
· становятся таможенными платежами после того, как лицо, внесшее авансовые платежи, сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган обратит взыскание на авансовые платежи (п. 4 ст. 48 ТК ЕАЭС).
Следовательно, для использования авансовых платежей ими необходимо распорядиться. Такое распоряжение может сделать как сам плательщик, внесший авансовые платежи, так и таможенный орган.
Распоряжение авансовыми платежами их плательщиком
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматриваются:
· таможенная декларация, представленная таким лицом или представленная от его имени;
· заявление на возврат сумм авансовых платежей;
· совершение в соответствии с законодательством государств — членов Евразийского экономического союза иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Плательщик вправе засчитывать суммы авансовых платежей в таможенные платежи, проценты, пени, суммы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь (п. 4 ст. 38 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК). В таком случае днем уплаты налогов, сборов (пошлин), процентов, пеней признается день, указанный в п. 2.1–2.6 ст. 38 НК (в зависимости от формы, в которой были уплачены такие суммы), применительно к уплате сумм авансовых платежей.
Пример
Таможенными органами при проведении операций таможенного контроля по декларации на товары, поданной ООО «ААА» при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, установлена неполная уплата таможенных платежей по причине неверного заявления сведений о таможенной стоимости товаров. ООО «ААА» должно доплатить таможенные платежи и пени, исчисленные в связи с несвоевременной уплатой таможенных платежей.
На основании п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени (п. 4 ст. 57 ТК ЕАЭС). Днем уплаты налога, сбора (пошлины), пеней признается день выдачи банку платежной инструкции на перечисление налога, сбора (пошлины), пеней (п. 2.1 ст. 38 НК).
ООО «ААА» была подана корректировка декларации на товары с указанием в ней сведений о денежных средствах, внесенных ранее в качестве авансовых платежей, в счет уплаты доначисленных таможенными органами таможенных платежей. Поскольку день внесения авансовых платежей был ранее дня подачи декларации на товары, у ООО «ААА» не подлежали уплате пени.
С 01.08.2021 вступил в силу Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, принятый в г. Ереване 01.10.2019 (далее — Протокол), предусматривающий возможность зачета авансовых платежей в счет уплаты:
· ввозных таможенных пошлин;
· специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Для целей реализации Протокола классификация доходов бюджета, установленная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь», дополнена разделом и подразделом классификации доходов «3135» для авансовых платежей.
Плательщик вправе произвести возврат денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
Согласно п. 8 особенностей таможенного регулирования, определенных приложением 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании», заявление на возврат авансовых платежей подается в Минскую центральную таможню. Оно может быть подано в электронной форме через единый портал электронных услуг. Надо отметить, что возврат авансовых платежей юридическим лицам осуществляется в безналичном порядке на текущий (расчетный) или иной банковский счет плательщика.
Заявление на возврат авансовых платежей должно быть подано по форме согласно приложению 1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 01.03.2019 № 8 «Об определении форм заявлений».
Плательщик может провести сверку расходования денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей. Таможенный орган представляет лицу, внесшему авансовые платежи, отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, на основании его обращения (п. 5 ст. 48 ТК ЕАЭС).
Совместная сверка расходования авансовых платежей осуществляется в отношении авансовых платежей, со дня уплаты которых на день получения заявления плательщика прошло не более трех лет (п. 2.5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509) (далее — Постановление № 509). Сверка производится путем подачи заявления в Минскую центральную таможню.
В заявлении указываются наименование плательщика, его учетный номер, его место нахождения (место жительства), а также суммы уплаченных авансовых платежей и реквизиты платежных документов, согласно которым были уплачены авансовые платежи.
К заявлению плательщика прилагаются сведения о расходовании авансовых платежей по данным учета плательщика по форме акта сверки расходования денежных средств плательщика, уплаченных в качестве авансовых платежей, согласно приложению 2 к Постановлению № 509 (далее — акт сверки) в двух экземплярах. Заявление и акт сверки должны быть подписаны плательщиком, руководителем плательщика либо уполномоченным им лицом.
Таможня осуществляет сверку расходования авансовых платежей путем сопоставления указанных плательщиком в акте сверки сведений о расходовании авансовых платежей по данным таможенных документов, имеющихся у плательщика, и сведений из лицевого счета плательщика, имеющихся в таможне.
При отсутствии расхождений сведений о расходовании авансовых платежей по данным таможенных документов, имеющихся у плательщика, со сведениями из лицевого счета плательщика, имеющимися в таможне, начальник таможни либо его заместитель подписывают оба экземпляра акта сверки.
При наличии расхождений сведений о расходовании авансовых платежей по данным таможенных документов, имеющихся у плательщика, со сведениями из лицевого счета плательщика, имеющимися в таможне, начальник таможни либо его заместитель подписывают оба экземпляра акта сверки и вносят запись «С РАЗНОГЛАСИЯМИ».
Распоряжение авансовыми платежами таможенным органом
Таможенные органы вправе распорядиться авансовыми платежами плательщика при наличии у последнего неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней путем обращения на них взыскания.
Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств плательщика, в том числе за счет сумм авансовых платежей, относится к мерам по взысканию таможенных платежей (п. 2 ст. 68 ТК ЕАЭС).
Взыскание таможенных платежей таможенными органами за счет сумм авансовых платежей производится на основании решения о взыскании таможенных платежей за счет денежных средств плательщика (п. 5 ст. 61 НК). Такое решение принимается начальником (заместителем начальника) таможенного органа и не позднее одного рабочего дня со дня его принятия направляется плательщику. В таком решении содержатся сведения о суммах авансовых платежей, реквизитах платежных документов, согласно которым данные суммы были уплачены или взысканы, основаниях принятого решения.
После зачета таможенным органом сумм авансовых платежей в таможенные платежи налоговое обязательство плательщика считается исполненным (п. 4 ст. 42 НК).
<...>