Если выявлена недостача приобретенного за границей сырья |
Организация импортирует сырье из-за пределов Республики Беларусь. При разгрузке на складе сырья обнаружено расхождение фактически поступившего количества с количеством по товаросопроводительным документам, которое зафиксировано в акте приемки товаров по количеству и качеству, составленном комиссией организации в присутствии заведующего складом, а также представителя перевозчика. Поставщик сырья письменно признал свою вину в недостаче (недогруз). В грузовой таможенной декларации заявленное количество товара и сумма соответствуют товаросопроводительным документам, так как на таможне товар не досматривался. Расчеты с поставщиком производятся в виде последующей оплаты. Сумма оплаты за перевозку груза не зависит от количества перевозимого груза.
Как отразить хозяйственные операции, связанные с недостачей, в бухгалтерском учете?
В соответствии с нормами п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
· наименование документа, дату его составления;
· наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
· содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
· должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З).
Разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов включаются в ее учетную политику (абз. 4 п. 4 ст. 9Закона № 57-З).
При отсутствии в договоре указания на форму такого документа организации рекомендуется воспользоваться требованиями Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (далее — Положение), которым определяются общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству, а также условия, необходимые для проведения объективной и достоверной приемки товаров, если договором не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 Положения его нормы регулируют отношения между продавцом (поставщиком) и покупателем (получателем) при приемке по количеству и качеству товаров, поставляемых по договорам купли-продажи (поставки, контрактации) или мены, заключаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь.
Однако при указании в договоре на то, что все споры между сторонами решаются с учетом законодательства Республики Беларусь, либо при отсутствии в договоре каких-либо норм, определяющих порядок действий поставщика и покупателя в случае выявления недостачи, требованиями Положения можно воспользоваться и при исполнении внешнеторговых договоров.
В соответствии с требованиями Положения, принимая во внимание условия заключенного договора с поставщиком, организации рекомендуется обеспечить наличие следующих документов (и правильно их оформить):
· уведомления о факте выявленной недостачи товара, направленного в адрес поставщика способом, позволяющим подтвердить его фактическое получение поставщиком;
· претензии поставщику с прилагаемым расчетом сумм, подлежащих возмещению, в случае принятия решения об их взыскании с продавца;
· уведомления поставщика о направлении своего представителя для участия в приемке товара либо отказе в его направлении и предоставлении покупателю права односторонней комиссионной приемки товара без участия продавца;
· акта о приемке товаров по количеству и качеству, подтверждающего недостачу товара при его приемке;
· письменного ответа поставщика, содержащего согласие либо несогласие с фактом выявленной недостачи, а также порядок урегулирования недостачи;
· корректировочного инвойса с указанием количества и стоимости товара, фактически полученного покупателем, в случае признания обоснованности претензий и факта недостачи;
· документов, свидетельствующих о допоставке недостающего товара (дополнительного соглашения сторон, CMR-накладной, таможенной декларации и т.д.).
В случае наличия у организации самостоятельно разработанных форм первичных учетных и иных документов для приемки товаров и оформления недостачи также должны быть оформлены и данные документы (например, докладная записка на имя руководителя, акт о недостаче и т.п.).
При этом следует обратить внимание, что документы складского учета (карточки складского учета, книги складского учета, приходные ордера) должны подтверждать приемку фактически поступившего товара, что будет свидетельствовать о правомерности действий организации и исключит предположения о том, что организация по каким-либо причинам распорядилась частью товара незаконно (реализовала за наличный расчет, передала должностным лицам организации либо иным заинтересованным лицам и т.п.).
На субсч. 76-3 «Расчеты по претензиям» учитываются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по присужденным судом или признанным должником неустойкам (штрафам, пеням) и другим видам санкций за нарушение условий договоров (ч. 10 п. 59 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50)).
Суммы предъявленных претензий, а также присужденных судом или признанных должником неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров отражаются по дебету субсч. 76-3 «Расчеты по претензиям» и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов. Поступление соответствующих платежей отражается по дебету сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и других счетов и кредиту субсч. 76-3 «Расчеты по претензиям». Не подлежащие взысканию суммы отражаются на тех счетах, на которые они были приняты к бухгалтерскому учету по дебету субсч. 76-3 «Расчеты по претензиям» (ч.11 п. 59 Инструкции № 50).
Аналитический учет по субсч. 76-3 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям (ч. 12 п. 59 Инструкции № 50).
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:
· стоимость запасов по ценам приобретения;
· таможенные сборы и пошлины;
· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
· затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
· затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
· транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.
В состав транспортно-заготовительных затрат, связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию, включаются:
· затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;
· вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;
· затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;
· другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию (п. 7 и п. 36 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Таким образом, рассматриваемую хозяйственную операцию нужно отразить на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
№ п/п |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отражена стоимость фактически полученного сырья, указанного в акте о приемке товара по количеству и качеству, приложенном к товаросопроводительным документам (инвойсу, CMR-накладной и т.п.) |
10 |
60 |
2 |
Отражена стоимость сырья, недостача которого была выявлена при его фактическом пересчете на складе организации |
76-3 |
60 |
3 |
Отражена бухгалтерская запись, если поставщиком признана и уменьшена сумма, подлежащая оплате за полученный товар |
60 |
76-3 |
4 |
Отражена бухгалтерская запись, если поставщиком допоставлено недостающее количество сырья |
10 |
76-3 |
5 |
Отражена сумма денежных средств, фактически перечисленных поставщику |
60 |
52 |
6 |
Затраты, связанные с приобретением сырья, распределяются на количество фактически поступившего сырья в соответствии с методами и способами, закрепленными в учетной политике организации (по весу, стоимости единицы товара и т.п.) |
10 |
60, 68 |
7 |
Отражены курсовые разницы, если организация согласно учетной политике применяет нормы Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее — НСБУ № 69) |
91 (60) |
60 (91) |
8 |
Отражены курсовые разницы, если организация согласно учетной политике применяет нормы Указа Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее — Указ № 159) |
97 (60) |
60 (98) |
9 |
Курсовые разницы, отнесенные на доходы (расходы) будущих периодов, списаны на доходы (расходы) по финансовой деятельности в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г., если организация согласно учетной политике применяет нормы Указа № 159 |
91 (98) |
97 (91) |
Следует отметить, что поскольку сумма, уплаченная перевозчику в соответствии с условиями договора, не зависит от количества перевезенного товара (то есть данная сумма была бы уплачена перевозчику и в том случае, если бы организация приобретала фактически поступившее количество товара), то необходимость отнесения какой-либо ее части на счет учета расчетов по претензиям и т.п. отсутствует.
Порядок отражения в бухгалтерском учете сумм уплаченных таможенных пошлин, сбора за таможенное оформление и налога на добавленную стоимость (далее — НДС) зависит также (кроме положений учетной политики) от того, каким образом у организации будет решен вопрос о взаимоотношениях с поставщиком товара и будет ли ей представлена таможенная декларация с корректировкой таможенной стоимости.
В частности, возможны следующие варианты.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>