Учет расходов на новогоднее украшение витрин и торговых залов |
Каким образом следует учитывать в бухгалтерском учете и при налогообложении прибыли организации розничной торговли расходы на украшение витрин и торгового зала магазина к Новому году?
Статьи расходов (их состав и группировка) устанавливаются организацией торговли самостоятельно и закрепляются в Положении об учетной политике.
На сч. 44 могут быть выделены, в частности:
· расходы на рекламу;
· прочие расходы.
По статье «Расходы на рекламу» аккумулируются в том числе и расходы на украшение витрин и торговых залов, включая элементы композиционного оформления и т.п.
Расходы, обусловленные праздничным (в том числе новогодним) оформлением организации, которое не содержит (в любой форме) информации об организации или реализуемых товарах (продукции, работах, услугах), — к примеру, не сопровождается оригинальным оформлением витрин реализуемыми товарами или размещением украшений, содержащих наименование объекта, — не относятся к расходам на рекламу и учитываются по статье «Прочие расходы» как иные расходы, связанные с оформлением витрин и торговых залов (п. 46 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.06.2021 № 130) (далее — Методические рекомендации № 130).
В витринах торговых объектов выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже, а также элементы композиционного оформления, являющиеся инвентарем или материалами. Образцы товаров, находящиеся в витрине, продаются по усмотрению продавца после проверки их качества (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
Также Методическими рекомендациями № 130 предусмотрено, что для привлечения внимания покупателей к демонстрируемым рекламным образцам товаров организация розничной торговли может оформлять витрину.
В отношении табачных изделий (их образцов), жидкостей для электронных систем курения (их образцов) не допускается открытая выкладка в витринах или ином торговом оборудовании (ч. 5 п. 33 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28).
Исключением из данной нормы являются магазины беспошлинной торговли.
Учет товаров, выставленных в качестве образцов в витринах или ином торговом оборудовании, организация розничной торговли может осуществлять на отдельном субсч. 41-9 «Выставленные образцы товаров».
Порядок ведения учета таких товаров (независимо от принятого порядка учета товаров для реализации) определяется организацией в учетной политике по ценам приобретения либо розничным ценам.
Перемещение выставочных образцов товаров оформляется первичным учетным документом, форма которого разрабатывается и утверждается организацией.
Товары, полностью или частично потерявшие свой первоначальный вид при экспонировании в витринах, подлежат уценке, которая оформляется первичным учетным документом, форма и содержание которого разрабатываются и утверждаются организацией.
Далее такие товары, которые не подлежат дальнейшей реализации, учитываются в расходах на реализацию по ценам приобретения.
Товары, которые после уценки реализуются по ценам возможной реализации, учитываются на субсч. 41-2 «Товары в розничной торговле» по учетным ценам в зависимости от принятой организацией розничной торговли учетной политики (ценам приобретения или розничным ценам).
Бухгалтерский учет товаров, использованных на оформление витрин:
№ п/п |
Содержание бухгалтерской записи |
Корреспонденция счетов |
|
ДЕБЕТ |
КРЕДИТ |
||
1 |
Перемещение товаров, приобретенных для продажи, на оформление витрин (учитывается на отдельном субсчете по ценам приобретения) |
41-91 |
41-2 |
2 |
Доведение розничных цен до цен приобретения2: |
||
снятие суммы налога на добавленную стоимость, включенной в розничную цену (методом «красное сторно») |
41-2 |
42-2 |
|
снятие суммы торговой надбавки, включенной в розничную цену (методом «красное сторно») |
41-2 |
42-1 |
|
3 |
Отражение суммы уценки товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах (по ценам приобретения) |
443 |
41-9 |
4 |
Перемещение уцененных товаров для реализации по розничным ценам: |
41-2 |
41-9 |
на сумму торговой надбавки, включенную в розничную цену |
41-2 |
42-1 |
|
на сумму налога на добавленную стоимость, включенную в розничную цену |
41-2 |
42-2 |
1 Вариант: можно учитывать товары по розничным ценам:
ДЕБЕТ 41-9 — КРЕДИТ 41-2.
2 При ведении учета товаров по розничным ценам указанные записи в учете не проводятся. Они отражаются в момент списания товаров на рекламу при проведении записи 2.
3 Если экспонировавшиеся товары полностью потеряли свое первоначальное качество, то списание в расходы на реализацию производится в полном объеме.
При использовании субсч. 41-1 «Товары на складах» перемещение товаров для экспонирования отражается в учете дополнительными записями:
ДЕБЕТ 41-1 — КРЕДИТ 41-2 и
ДЕБЕТ 41-9 — КРЕДИТ 41-1 (по ценам приобретения) (п. 34 Методических рекомендаций № 130).
Перенесение стоимости инвентаря (отдельных предметов в составе средств в обороте) на сч. 44 «Расходы на реализацию» будет происходить в соответствии с учетной политикой организации (абз. 5 п. 107 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Бухгалтерский учет перенесения на сч. 44 «Расходы на реализацию» стоимости инвентаря и материалов, использованных на оформление витрин, будет следующим:
№ п/п |
Содержание бухгалтерской записи |
Корреспонденция счетов |
|
ДЕБЕТ |
КРЕДИТ |
||
1 |
Отражено списание стоимости инвентаря в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике организации |
44 |
10-9 |
2 |
Отражено списание материалов на оформление витрин |
44 |
10 |
При отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций по оформлению торговых залов можно использовать аналогичный подход.
По разъяснению специалистов налоговых органов (http://www.belta.by/onlineconference/view/praktika-primenenija-zakonodatelstva-po-nalogooblozheniju-...), украшения к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, не относятся, так как не связаны с производством и реализацией. При этом расходы на оформление витрин видами реализуемой продукции, рекламными материалами, направленными на привлечение покупателей, могут быть учтены при налогообложении прибыли.
Во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами можно порекомендовать организациям оформлять торговые залы и витрины:
· украшениями (шарами, плакатами, растяжками и т.п.), содержащими наименование, логотип, товарные знаки организации;
· реализуемыми организацией товарами;
· рекламными материалами.
Реклама — это информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Объект рекламирования — это продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (абз. 6, 9 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).
<...>