Материальная помощь к школе в 2021 году: налогообложение и бухгалтерский учет |
Подошло к концу лето, а вместе с этим у родителей появились новые заботы — подготовка детей к школе. В некоторых случаях наниматель оказывает материальную помощь своим работникам в решении этого вопроса.
Рассмотрим более подробно некоторые из аспектов, связанных с предоставлением и отражением в бухгалтерском и налоговом учете отечественными коммерческими организациями (далее — организация) материальной помощи работникам, чьи дети ходят в школу (далее — матпомощь к школе).
Общие положения
В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе выплат стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Законодатель не обязывает нанимателя предоставлять матпомощь к школе за счет средств организации. Это значит, что ее предоставление является инициативой нанимателя и решается в рамках локальных правовых актов (далее — ЛПА).
Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» локальный акт — официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.
ЛПА — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (абз. 6 ч. 1 ст. 1 ТК).
ЛПА могут быть предусмотрены положения социального характера в отношении работников, в том числе по оказанию матпомощи к школе родителям (опекунам) (далее — работник), имеющим детей-учащихся.
В ЛПА наряду с другими особенностями могут быть предусмотрены:
1. получатели матпомощи к школе;
2. алгоритм действий в части решения вопроса предоставления матпомощи к школе;
3. размер матпомощи к школе.
Получатели матпомощи к школе
На получение матпомощи к школе может претендовать работник организации, на которого распространяются нормы ЛПА в части условий предоставления такой социальной поддержки.
Следует подчеркнуть, что к основному образованию относится общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование (ст. 12 Кодекса Республики Беларусь об образовании) (далее — Кодекс об образовании).
Согласно п. 2 ст. 156 Кодекса об образовании учреждения общего среднего образования могут быть следующих видов: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, гимназия-интернат, лицей, специализированный лицей, суворовское училище, кадетское училище, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторная школа-интернат, учебно-педагогический комплекс, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, межшкольный центр допризывной подготовки.
Как видим, перечень велик, и наниматель сам определяет, в каком случае работник сможет претендовать на получение льготы к учебному году.
Следует учитывать, что особой поддержкой, вниманием и заботой как у государства, так и нанимателя пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семьи, воспитывающие детей, — что может быть положено в основу при разработке ЛПА нанимателя (ст. 66 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) (далее — КоБС).
В ЛПА могут быть определены следующие получатели матпомощи к школе:
· работник многодетной семьи, имеющий ребенка-школьника.
Согласно ст. 62 КоБС многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Образец удостоверения и порядок его выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь;
· работник неполной семьи, у которого есть ребенок-школьник.
Согласно ст. 63 КоБС неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. К неполным относятся семьи:
· женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;
· вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;
· родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;
· родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;
· одиноких граждан, усыновивших детей;
· все работники, у которых есть один ребенок-школьник;
· работники, у которых есть один несовершеннолетний ребенок — школьник;
· работники, у которых есть один малолетний ребенок — школьник.
Ребенок до достижения им 14 лет считается малолетним (ст. 179 КоБС);
· работники, у которых есть один подросток-школьник.
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет считается подростком (ст. 179 КоБС);
· работник, у которого определенное количество детей-школьников;
· работник, у которого есть ребенок-инвалид, и т.п.
Как правило, в ЛПА предусматривается, что не производится выплата матпомощи к школе родителям:
· дети которых обучаются в учреждении общего среднего и специального образования (на уровне общего среднего образования) и при этом находятся на полном государственном обеспечении (например, в суворовских и кадетских училищах);
· лишенным родительских прав;
· по другим основаниям.
Размер матпомощи к школе
В тех случаях, когда в ЛПА нанимателя предусмотрена выплата матпомощи к школе, то указан и ее размер, который может быть установлен (в абсолютных суммах, базовых величинах, процентах от оклада или иных вариантах выплаты):
· на одного ребенка-школьника;
· в целом работнику независимо от количества детей-школьников;
· в целом работнику независимо от количества детей в семье при наличии школьников;
· работнику многодетной семьи, имеющему ребенка-школьника;
· работнику, у которого есть несовершеннолетний ребенок — школьник;
· работнику, у которого есть малолетний ребенок — школьник;
· работнику, у которого есть подросток-школьник;
· работнику, у которого есть ребенок-инвалид — школьник, и т.п.
Алгоритм действий
Алгоритм действий зависит от того, кто является инициатором в отношении выплаты матпомощи к школе:
1. инициируется работником путем подачи им письменного заявления нанимателю, например в отдел кадров или иное структурное подразделение, или уполномоченному должностному лицу на оказание матпомощи к школе. В этом документе, как правило, указывается основание, по которому предоставляется матпомощь к школе, к примеру тяжелое материальное положение работника. К заявлению прилагаются документы (копии документов), подтверждающих наличие обстоятельств, в связи с которыми в организации выплачивается матпомощь к школе. После проверки заявления и приложенных к нему документов на соответствие законодательству и ЛПА оно представляется руководителю организации для принятия решения. Решение об оказании матпомощи к школе оформляется в форме приказа (распоряжения) либо путем наложения резолюции на заявлении, на основании которого производится выплата матпомощи работнику;
2. решение оформляется нанимателем путем издания приказа или распоряжения соответствующего должностного лица (как правило, руководителя организации) со ссылкой на основание — соответствующий ЛПА.
Приказ (распоряжение) об оказании матпомощи относится к категории приказов по личному составу. Учитывая, что унифицированной формы соответствующего приказа не предусмотрено, то при его подготовке следует соблюдать общие требования делопроизводства, в том числе Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, перечня типовых документов национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, и Государственного стандарта Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83.
Примерные формы приказов
ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗ
27.08.2021 № 183-Л
г. Минск
Об оказании материальной помощи к школе
Лебедевой А. Г.
В связи началом нового 2021–2022 учебного года и в соответствии с п. 3.3.3 коллективного договора ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗЫВАЮ:
Лебедевой Анне Григорьевне, юрисконсульту, оказать материальную помощь в размере 250,00 (двухсот пятидесяти) рублей.
Основание: 1. Заявление Лебедевой А. Г. от 10.08.2021 № 156.
2. Копия свидетельства о рождении ребенка.
3. Справка из лицея.
Директор Примерный А. А. Примерный
С приказом ознакомлены:
Начальник отдела кадров Макаед А. С. Макаед
27.08.2021
Главный бухгалтер Сидорова В. Н. Сидорова
27.08.2021
Юрисконсульт Лебедева А. Г. Лебедева
27.08.2021
ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗ
27.08.2021 № 183-Л
г. Минск
Об оказании материальной помощи к школе
В связи началом нового 2021–2022 учебного года и в соответствии с коллективным договором ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Оказать денежную материальную помощь работникам, имеющим детей-школьников, в суммах, предусмотренных коллективным договором ЗАО «Труженик».
2. Начальнику отдела кадров А. С. Макаеду обеспечить информирование работников о необходимости представления ими документов, подтверждающих правомочность получения материальной помощи к учебному году; представить в бухгалтерию указанные документы не позднее 10.09.2021.
3. Главному бухгалтеру В. Н. Сидоровой до 20.09.2021 представить на утверждение документы на выплату материальной помощи к учебному году; не позднее 30.09.2021 перечислить материальную помощь работникам на банковские зарплатные карточки.
Директор Примерный А. А. Примерный
С приказом ознакомлены:
Начальник отдела кадров Макаед А. С. Макаед
27.08.2021
Главный бухгалтер Сидорова В. Н. Сидорова
27.08.2021
Работники в приказе перечисляются поименно с указанием размера матпомощи к школе. Как вариант: список работников с указанием размера матпомощи к школе можно оформить как приложение к приказу.
Примерная форма приложения
Приложение
к приказу
от 27.08.2021 № 183-Л
Список работников ЗАО «Труженик» для получения материальной помощи к учебному году
№ п/п |
Фамилия, инициалы |
Должность (профессия) |
Структурное подразделение |
Сумма, руб. |
1 |
Артемова П. В. |
Секретарь |
Администрация |
250,00 |
2 |
Борисевич И. М. |
Юрист |
Администрация |
250,00 |
… |
… |
… |
… |
… |
19 |
Волкова К. Н. |
Бухгалтер |
Бухгалтерия |
250,00 |
Начальник отдела кадров Макаед А. С. Макаед
Работников необходимо ознакомить с приказом под роспись. При большом штате работников руководитель организации вправе возложить обязанности по ознакомлению с приказом на руководителей структурных подразделений.
Налогообложение
Налог на прибыль. Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
· затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
· нормируемые затраты.
В соответствии с п. 1.7 ст. 171 НК к нормируемым затратам относятся и прочие затраты, определенные п. 2 ст. 171 НК.
В состав прочих затрат включаются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде (п. 2.1 ст. 171 НК):
· единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию;
· единовременной выплаты (матпомощь, пособие) на оздоровление, за исключением указанной в п. 2.7 ст. 170 НК.
При налогообложении не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, в том числе матпомощь, выплата которой не предусмотрена законодательством или сверх размеров, установленных законодательством (п. 1.3 ст. 173 НК).
Таким образом, матпомощь к школе не учитывается при налогообложении прибыли, поскольку ее выплата не предусмотрена законодательством.
В состав внереализационных расходов включаются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в п. 2.5 ст. 170 НК или включаемых в первоначальную стоимость амортизируемых активов (п. 3.34 ст. 175 НК).
Подоходный налог. Объектами обложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (п. 1 ст. 196 НК) от:
· источников в Республике Беларусь и (или) за пределами Республики Беларусь, — для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК (далее — налоговые резиденты Республики Беларусь);
· источников в Республике Беларусь, — для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).
В зависимости от места работы получателя матпомощи к школе определяется размер предоставленной льготы по подоходному налогу на основании абз. 2 и 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, и применяется льгота по:
· работнику по месту основной работы в пределах 2272 руб. в совокупности с другими доходами социального характера за год;
· внешнему совместителю в пределах 150 руб. в совокупности с другими доходами социального характера за год.
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 195 НК для целей исчисления подоходного налога место основной работы — организация или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которых ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах).
При определении размера налоговой базы на основании п. 3 ст. 199 НК плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 126,00 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 761,00 руб. в месяц (п. 1.1 ст. 209 НК). Стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику налоговым агентом, являющимся для него местом основной работы (службы, учебы). При отсутствии места основной работы (службы, учебы) установленные в ст. 209 НК налоговые вычеты предоставляются плательщику по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии таковой — по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия (п. 2 ст. 209 НК).
Таким образом, если размер предоставляемой льготы превышен, то исчисляется подоходный налог по общеустановленным правилам:
· если организация для работника — место основной работы, — с предоставлением налоговых вычетов (при наличии права на них);
· если работник — внешний совместитель, — без предоставления налоговых вычетов (исключение составляет стандартный налоговый вычет: он может быть предоставлен при условии, что место основной работы отсутствует).
Исчисленный подоходный налог удерживается при выплате матпомощи к школе (ч. 1 п. 4 ст. 216 НК).
Белорусские организации, от которых плательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, имеют права и исполняют обязанности, установленные ст. 23 и гл. 18 НК (п. 1 ст. 216 НК).
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 224 НК. Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, фактически выплачиваемых плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 216 НК).
Срок перечисления подоходного налога в бюджет зависит от способа выплаты матпомощи к школе (п. 6 ст. 216 НК) при:
· перечислении на банковскую карточку работника — не позднее дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банках на счета плательщика;
· выплате из кассы — не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы налогового агента.
Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах. Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектами для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Пунктом 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (далее — Положение № 1297), определено, что объектами страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее — Перечень № 115).
Средства работодателя, направленные на выплату работникам организации матпомощи к школе, относятся к выплатам работникам, не включенным в Перечень № 115, и являются объектами исчисления взносов в ФСЗН и Белгосстрах.
Страховые взносы, исчисленные из матпомощи к школе в ФСЗН, следует уплатить в следующие сроки:
· при уплате ежемесячно — не позднее установленного дня выплаты зарплаты за истекший месяц, в котором начислена матпомощь, но не позже 20-го числа (ч. 1 и 2 п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40) (далее — Положение № 40);
· при уплате поквартально — в день выплаты зарплаты за последний месяц отчетного квартала, в котором начислена матпомощь, но не позже 20-го числа (ч. 4 п. 4 Положения № 40).
Страховые взносы, исчисленные из матпомощи к школе в Белгосстрах, следует уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором начислена матпомощь (п. 5 Положения № 1297).
Бухгалтерский учет. Для целей бухгалтерского учета каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее — Закон № 57-З).
Следовательно, начисление матпомощи к школе и ее выплата работникам оформляются первичным учетным документом. При этом первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З):
· наименование документа, дату его составления;
· наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
· содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или стоимостных показателях;
· должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов организации включают в свою учетную политику (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).
Как отмечалось выше, матпомощь к школе носит социальный характер и не связана с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), осуществлением видов экономической деятельности организации.
Следовательно, суммы матпомощи к школе отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» независимо от основания выплаты (абз. 12 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), абз. 11 ч. 3, ч. 19 п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50) (далее — Инструкция № 50).
Матпомощь к школе и начисленные на нее страховые взносы отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности того отчетного периода, в котором расходы произведены (абз. 12 и 19 п. 13, ч. 2 п. 32 Инструкции № 102).
При оказании работнику матпомощи к школе ее начисление учитывается по кредиту счета в зависимости от выбранного в рабочем плане счетов:
· 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50);
· 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (п. 57 Инструкции № 50).
Суммы удержанных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний отражаются по дебету сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате
<...>