Статьи журнала «Налоговый вестник»

Снижение налоговой нагрузки: отсрочка, рассрочка и налоговый кредит

Снижение налоговой нагрузки: отсрочка, рассрочка и налоговый кредит |

Автор Майя ЯРОШ, экономист Майя ЯРОШ, экономист
Номер № 09/2020
Количество просмотров 128
Автор отсрочка, отсрочка, рассрочка, рассрочка, налоги налоги
Снижение налоговой нагрузки: отсрочка, рассрочка и налоговый кредит

Сроки уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) налогов, сборов (пошлин), пеней устанавливаются соответствующими законодательными актами. Однако эти сроки могут быть изменены.

В условиях пандемии, когда бизнесу необходима поддержка, такая возможность, позволяющая снизить налоговую нагрузку, как никогда актуальна.

В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемической ситуации Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143) установлено, что местные органы власти вправе изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.

Рассмотрим порядок изменения установленных сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.

Порядок изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней установлен гл. 5 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Исключение составляют налоги, сборы (пошлины), взимаемые таможенными органами, порядок и условия изменения которых определены таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней могут быть изменены по решению:

·             Президента Республики Беларусь;

·             областного, Минского городского, районного, городского (городов областного подчинения) Советов депутатов либо по их поручению соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Изменение сроков уплаты налогов устанавливается индивидуально для каждой организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 48 НК).

Формы изменения сроков уплаты

Срок уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней может быть изменен в форме:

·             отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пеней (далее — отсрочка);

·             рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пеней (далее — рассрочка);

·             отсрочки с последующей рассрочкой;

·             налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин) в период действия этого кредита (далее — налоговый кредит) (п. 2 ст. 48 НК).

Отсрочка, рассрочка, отсрочка с последующей рассрочкой

Отсрочка и (или) рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой предоставляются на сумму задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням на срок не более одного года каждая (п. 1 ст. 49 НК).

При этом отсрочка и (или) рассрочка могут быть предоставлены в отношении:

·             всех подлежащих уплате сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

·             части подлежащих уплате сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

·             нескольких видов налогов, сборов (пошлин);

·             одного вида налога, сбора (пошлины) (п. 3 ст. 49 НК).

Условием предоставления отсрочки, рассрочки, отсрочки с последующей рассрочкой является наличие у организации или ИП одного из следующих оснований:

·             угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;

·             задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного госзаказа;

·             причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (п. 1 ст. 49 НК).

С первого дня срока, на который предоставляются отсрочка и (или) рассрочка, прекращается начисление пеней на суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам) (п. 4 ст. 49 НК).

 

Пример 1

Организация имеет задолженность по уплате налогов по сроку уплаты 22.01.2020. За неуплату начисляются пени. С 01.02.2020 организации предоставляется отсрочка по уплате налогов на один месяц. С 01.02.2020 начисление пеней по задолженности прекращается.

 

Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в соответствии с Указом № 143 предоставляются:

·             юридическим лицам и ИП, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень (приложение к Указу № 143);

·             арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования недвижимое имущество (а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению), при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном в п. 6.1 и 6.2 Указа № 143:

1.        по оплате арендной платы арендаторам за пользование имуществом;

2.        по возмещению ссудодателям расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией этого имущества: начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость.

Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.

 

Проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.

 

Пример 2

Организация, осуществляющая туристическую деятельность (код вида деятельности по ОКРБ 005-2011 — 791), имеет задолженность по уплате налогов по сроку уплаты 22.04.2020. За неуплату начисляются пени. В соответствии с Указом № 143 с 01.05.2020 организации предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой по уплате налогов. С 01.05.2020 начисление пеней по задолженности прекращается. За пользование отсрочкой с рассрочкой платежа проценты не начисляются до 01.10.2020.

 

Проценты за предоставление отсрочки, рассрочки или отсрочки с последующей рассрочкой

При предоставлении отсрочки, рассрочки или отсрочки с последующей рассрочкой в случаях угрозы экономической несостоятельности (банкротства) начисляются и уплачиваются проценты в размере не менее 1/4 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты (взыскания) платежей в погашение отсроченных (рассроченных) сумм задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, за каждый день периода пользования отсрочкой и (или) рассрочкой (ч. 1 п. 5 ст. 49 НК).

Проценты уплачиваются за пользование:

·        отсрочкой — единовременно в день погашения отсроченных сумм задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;

·        рассрочкой — равными взносами одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассроченной задолженности;

·        отсрочкой с последующей рассрочкой — с суммы отсроченной задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням одновременно с уплатой первого платежа в погашение рассроченной задолженности, а с суммы рассроченной задолженности — равными взносами одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассроченной задолженности (ч. 2 п. 5 ст. 49 НК).

Исчисление процентов производится с суммы платежа, подлежащего внесению в счет погашения отсроченной и (или) рассроченной задолженности, а также исходя из количества дней в периоде, за который осуществляется такой платеж (ч. 3 п. 5 ст. 49 НК).

 

Пример 3

Организации предоставлена отсрочка по уплате задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) в размере 10 000 руб. сроком на 3 месяца. Налог в размере 10 000 руб. будет уплачен по истечении двух месяцев (принимаем условно 61 день). Ставка рефинансирования (условно) — 10%. Проценты к уплате в день погашения задолженности по НДС составят не менее 42,36 руб. ((10 000 руб. × × 1/4 × 1/360 × 10/100) × 61 день).

 

Отсрочка, рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой в случаях:

·        задержки финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа, — предоставляются в пределах сумм денежных средств, не поступивших из бюджета в счет финансирования, в том числе неоплаты выполненного государственного заказа;

·        причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы — предоставляются в пределах сумм денежных средств, на которые причинен ущерб.

Проценты за предоставление отсрочки, рассрочки или отсрочки с последующей рассрочкой в этих случаях не начисляются (ч. 1 п. 5 ст. 49 НК).

 

Пример 4

В результате стихийного бедствия организации нанесен ущерб в размере 10 000 руб. Организация имеет задолженность по уплате налогов в размере 12 000 руб. Отсрочка (рассрочка) без уплаты процентов может быть предоставлена в пределах суммы нанесенного ущерба — 10 000 руб.

 

Проценты по предоставленной отсрочке с последующей рассрочкой в соответствии с Указом № 143 не взимаются.

 

Налоговый кредит

Налоговым кредитом признается перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок (ч. 1 п. 1 ст. 50 НК).

Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, сборов (пошлин) в отношении всей либо части их суммы (ч. 1 п. 2 ст. 50 НК).

Налоговый кредит не предоставляется по налогам, сборам (пошлинам), срок уплаты которых уже наступил (ч. 2 п. 1 ст. 50 НК).

 

Пример 5

Организации предоставлен налоговый кредит по уплате налога на добавленную стоимость с 17.04.2020 по 31.05.2020. В этом случае организация может уплатить суммы НДС в апреле и мае 2020 г. не в установленные законодательством сроки (за март — 22.04.2020 и за апрель — 22.05.2020), а в более поздние сроки, но не позднее 31.05.2020. Так как 31.05.2020 является выходным днем, то уплата осуществляется не позднее ближайшего следующего за ним рабочего дня — 01.06.2020 (ч. 7 ст. 4 НК). При этом платежи НДС могут осуществляться единовременно или же частями.

 

Пример 6

Организации, оказывающей услуги по ремонту электронной бытовой техники (код вида деятельности — 9521), согласно Указу № 143 предоставлен налоговый кредит по уплате НДС с 01.05.2020 по 30.09.2020. В этом случае НДС уплачивается равными частями с 01.10.2020 по 31.12.2020.

 

Пример 7

Организация имеет задолженность по уплате налогов по сроку уплаты 22.04.2020. Организации предоставлен налоговый кредит по уплате налогов с 23.04.2020 по 23.05.2020. В этом случае налоговый кредит не распространяется на налоги, сроком уплаты которых является 22.04.2020.

 

При угрозе экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налога, сбора (пошлины) налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до 3 лет (ч. 1 п. 3 ст. 50 НК).

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения (ч. 2 п. 3 ст. 50 НК).

 

Пример 8

Организация за март 2020 г. должна бюджету по сроку уплаты 22.04.2020 налоги в сумме 150 000 руб. В случае единовременной уплаты налогов в таком размере организации грозит банкротство. В этой ситуации организации может быть предоставлен налоговый кредит с даты не позднее 21.04.2020 на срок от одного года до 3 лет.

 

Размер налогового кредита не должен превышать суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит (ч. 2 п. 2 ст. 50 НК).

Проценты за пользование налоговым кредитом

За пользование налоговым кредитом уплачиваются проценты в размере не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования этим кредитом (ч. 1 п. 4 ст. 50 НК).

Проценты за пользование налоговым кредитом уплачиваются одновременно с уплатой платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит. Исчисление процентов за пользование налоговым кредитом производится с суммы платежа, подлежащего внесению в счет погашения сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, а также исходя из количества дней в периоде, за который осуществляется такой платеж (ч. 2, 3 п. 4 ст. 50 НК).

 

Пример 9

Налоговый кредит по налогу при УСН предоставлен сроком на один месяц с 15.04.2020 по 15.05.2020. Установленный законодательством срок уплаты налога при УСН 22.04.2020 перенесен на более позднее время в течение апреля — мая 2020 г., но не позднее 15.05.2020 (последний день срока налогового кредита).

 

Организация планирует уплатить всю сумму налога при УСН в размере 1 000 руб. 30.04.2020. Ставка рефинансирования на 30.04.2020 — 8,7% (условно).

В этом случае 30.04.2020 организация должна уплатить вместе с суммой налога проценты за пользование налоговым кредитом в размере 1,93 руб. (1 000 руб. × 16 дней × 1/2 × 1/360 × 8,7/100).

 

Проценты по предоставленному налоговому кредиту в соответствии с Указом № 143 не взимаются.

 

Обязательные условия при изменении срока уплаты налогов. Прекращение действия изменения срока уплаты

Таким условием для продолжения пользования отсрочкой, рассрочкой, отсрочкой с последующей рассрочкой или налоговым кредитом для плательщика, кроме прочих, является уплата в установленный срок (п. 1.3 ст. 52 НК):

·        текущих платежей в бюджет (то есть платежей по иным налогам, сборам (пошлинам), которые уплачиваются в период изменения срока уплаты определенных налогов, сборов (пошлин));

·        платежей в погашение отсроченных (рассроченных) сумм задолженности, налогового кредита по налогам, сборам (пошлинам);

·        пеней;

·        процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой, отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом.

Действие изменения срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней также прекращается (п. 1 ст. 52 НК):

·        по истечении срока, на который они предоставлены;

·        в случае досрочной уплаты сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

·        в случае принятия в этот период в установленном законодательством порядке решения о ликвидации организации или прекращения деятельности ИП.

 

Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, предоставленные согласно Указу № 143, действуют при условии своевременной и полной уплаты субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.

 

При нарушении данного условия:

·        субъекты хозяйствования утрачивают право пользования отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом;

·        суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются за весь период пользования ими;

·        начисляются пени в порядке, установленном НК, начиная со дня утраты такого права.

Порядок принятия решения об изменении срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней

Такой порядок установлен ст. 51 НК. Организацией или ИП, претендующими на изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, подается заявление по форме согласно приложению 344 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов».

Заявление подается в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в подчинении или ведении которых находится организация (в состав которых она входит), а организациями, не находящимися в подчинении или ведении этих органов (не входящими в состав таких организаций), ИП — в областной (Минский городской) исполком по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

К заявлению прилагаются:

·        годовая и (или) промежуточная индивидуальная отчетность за последний отчетный период, составленная в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, если обязанность составления такой отчетности установлена для плательщика законодательством;

·        справка на последнюю отчетную дату об основных экономических показателях по форме согласно приложению к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2016 № 42 «Об установлении формы справки об основных экономических показателях и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 10 августа 2015 г. № 47»;

·        экспертные заключения уполномоченного органа (организации) о стоимости причиненного организации или ИП ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также о стоимости возмещения этого ущерба (при изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней по соответствующему основанию) (п. 2.1 ст. 51 НК).

Организация контроля

Контроль за выполнением решений об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней осуществляется (абз. 2 и абз. 3 п. 1 ст. 53 НК):

·        республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, — в отношении организаций, находящихся в их подчинении или ведении (входящих в их состав);

·        областными (Минским городским) исполкомами — в отношении иных организаций, ИП.

Контроль за выполнением условий изменения срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за уплатой платежей в погашение отсроченных (рассроченных) сумм задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, и процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой, отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом осуществляется налоговыми органами (абз. 4 п. 1 ст. 53 НК).

Бухгалтерский учет

Расчеты по полученным организацией краткосрочным (на срок не более 12 месяцев) кредитам, в том числе налоговым кредитам, а также начисленным и уплаченным по ним процентам, учитываются на сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (п. 51 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50)).

К сч. 66 организация может открыть субсчета:

·        66-1 «Расчеты по краткосрочным кредитам», на котором будут отражаться наличие и движение кредитов, в том числе налоговых кредитов;

·        66-3 «Расчеты по процентам по краткосрочным кредитам и займам» — для отражения начисления и уплаты процентов по полученным краткосрочным кредитам.

Для отражения информации о расчетах по полученным организацией долгосрочным (на срок более 12 месяцев) кредитам и займам, в том числе налоговым кредитам, а также начисленным и уплаченным по ним процентам, предназначен сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (п. 52 Инструкции № 50).

Для учета наличия и движения долгосрочных налоговых кредитов и процентов по ним к сч. 67 открываются субсчета 67-1 «Расчеты по долгосрочным кредитам» и 67-3 «Расчеты по процентам по долгосрочным кредитам и займам».

Расчеты с бюджетом по налогам, сборам и иным платежам отражаются на сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субсчетам (п. 53 Инструкции № 50).

Учитывая, что организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета, для учета процентов по налоговому кредиту организация может ввести дополнительный свободный субсчет (к примеру, 68-6 «Проценты по налоговым кредитам» и т.п.) (ч. 3 п. 3 Инструкции № 50).

Получение и использование налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм налогов в период действия этого кредита отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 (далее — Инструкция № 112):

·        ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам учета налогов) — КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на оформленную (предоставленную) сумму налогового кредита;

·        ДЕБЕТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — КРЕДИТ 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. — на сумму погашенного налогового кредита.

Начисление процентов за пользование налоговым кредитом отражается: ДЕБЕТ 08 «Вложения в долгосрочные активы», 91 «Прочие доходы и расходы» — КРЕДИТ 68-6 «Проценты по налоговым кредитам».

Перечисление процентов в бюджет за пользование налоговым кредитом отражается в бухгалтерском учете налогоплательщика: ДЕБЕТ 68-6 «Проценты по налоговым кредитам» — КРЕДИТ 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. — на сумму процентов погашенного налогового кредита.

Пунктом 37 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), установлено, что проценты, подлежащие уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаются в бухгалтерском учете расходами ежемесячно и отражаются: ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» — КРЕДИТ 66-3 «Расчеты по процентам по краткосрочным кредитам и займам», 67-3 «Расчеты по процентам по долгосрочным кредитам и займам».

Дата отражения в бухгалтерском учете процентов по налоговому кредиту, а также процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой и отсрочкой с последующей рассрочкой не установлена.

В то же время, учитывая, что уплата и исчисление процентов за пользование налоговым кредитом установлены п. 4 ст. 50 НК, согласно которому при расчете суммы процентов применяется ставка рефинансирования Национального банка на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования этим кредитом, то, по мнению автора, начисление процентов по налоговому кредиту в бухгалтерском учете отражается так же, как и в налоговом учете в соответствии с НК, — на дату погашения сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит.

То же можно сказать и о процентах за предоставление отсрочки и (или) рассрочки. По мнению автора, они должны начисляться на день уплаты (взыскания) платежей в погашение отсроченных (рассроченных) сумм задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, так как их расчет привязан к ставке рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты (взыскания) платежей в погашение отсроченных (рассроченных) сумм задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням.

Проценты, подлежащие уплате за пользование организацией налоговым кредитом, как и проценты за пользование другими кредитами, займами, включаются в состав расходов по финансовой деятельности (абз. 2 п. 15 Инструкции № 102).

Порядок бухгалтерского учета государственной поддержки, изложенный в Инструкции № 112, не применяется в отношении изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пеней в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пеней и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пеней (п. 2 Инструкции № 112).

В других нормативных правовых актах также не предусмотрен какой-либо специальный порядок отражения в бухгалтерском учете отсрочки и рассрочки по уплате налогов.

Можно сделать вывод, что при рассрочке и отсрочке, отсрочке с последующей рассрочкой уплаты налоговых платежей счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» не используются, задолженность по налоговым платежам числится по кредиту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субсчетам в полной сумме начисленных налогов или пеней и погашается в установленные сроки по дебету сч. 68 в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов (в определенных случаях, например, когда за плательщика уплачивает платежи иной субъект хозяйствования): ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» (соответствующий субсчет) — КРЕДИТ 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Налогообложение

Проценты за пользование кредитами, займами, признаваемые в бухгалтерском учете расходами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации, за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством, а также процентов по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам (ч. 2 п. 1 ст. 169, п. 2.4 ст. 170 НК).

Следовательно, проценты по предоставленному налоговому кредиту, за исключением процентов по просроченному налоговому кредиту, учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) на дату их начисления.

В отличие от процентов по налоговому кредиту, которые можно учесть при налогообложении прибыли на основании п. 2.4 ст. 170 НК, вопрос учета при налогообложении процентов по рассрочке, отсрочке по налоговым платежам прямо не оговорен в НК.

Учитывая, что проценты по рассрочке, отсрочке, отсрочке с последующей рассрочкой установлены налоговым законодательством и, соответственно, являются обязательными платежами для плательщика, такие проценты учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов как другие расходы, потери, убытки плательщика при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Такие расходы отражаются не ранее даты их фактического осуществления (возникновения) (п. 3.52 ст. 175 НК).

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Свежие статьи на портале

2. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на июнь 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2020 года.

3. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на май 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2020 года.

5. Порядок исчисления земельного налога при изменении целевого назначения участка |

Какой порядок исчисления земельного налога в случае, когда решением исполкома изменяется целевое назначение земельного участка, ранее предоставленного организации во временное пользование?

6. Налог за владение собаками |

В соответствии со статьей 308 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица. Объектом налогообложения признается владение собаками в возрасте от 3 месяцев и старше.

7. Какие налоги заплатит физлицо бесплатно обучающее программированию? |

Физ. лицо предполагает разместить на сайте в сети Интернет в свободном доступе информацию, необходимую для самостоятельного обучения программированию: книги, программы, видеоролики. Кроме того, посредством сайта физ. лицо планирует отвечать на вопросы иных физ. лиц по программированию (оказывать консультативные услуги (репетиторство)). Деятельность физ. лицо будет осуществлять исключительно на безвозмездной основе и не в рекламных целях. Следует ли физ. лицу в изложенной ситуации представлять письменное уведомление и уплачивать единый налог с ИП и иных физ. лиц за оказание репетиторских услуг?

8. Уплата задолженности по земельному налогу наследником |

Физическим лицом по наследству получен земельный участок. У предыдущего собственника имелась задолженность по уплате земельного налога в отношении указанного земельного участка, а также пени, исчисленной в связи с неисполнением по уплате земельного налога. Должен ли оплачивать наследник суммы задолженности по налогу и пени за период, когда земельный участок принадлежал предыдущему владельцу?

9. Нужно ли подавать декларацию при возврате паевых взносов |

ЖСПК возвращает собственникам квартир паевые взносы, которые по решению суда в отношении УКСа были ими излишне уплачены. Стоимость квадратного метра при этом не изменилась. Деньги возвращались на погашение кредита, на уплату коммунальных услуг, на банковскую карточку, на расчетный счет до востребования.
Нужно ли собственникам подавать декларацию в налоговую?  

10. Иностранный гражданин продает свою долю в уставном фонде |

ООО создано в 2011 г. Один из учредителей общества – иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Республике Беларусь продает свою долю в уставном фонде другому лицу.  Применяется ли в данной ситуации льгота, предусмотренная пунктом 35 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь?