Поставки товаров транзитом: документальное оформление перемещения товаров с использованием и без использования автомобильного транспорта. Часть 1 |
В статье исследуются актуальные вопросы документального оформления операций, связанных с транзитной торговлей товарами со складов поставщиков (изготовителей) покупателями — собственниками этих товаров, в том числе дропшипперами, а также продавцами-посредниками, рассматриваются особенности оформления товаросопроводительных документов с использованием и без использования автомобильного транспорта.
В настоящее время в сфере торговли применяются различные формы и способы торговой деятельности, а также современные инструменты торговли. С развитием Интернета все большее распространение получает интернет-торговля, при которой продавец ведет продажу товара непосредственно со складов поставщиков и изготовителей.
Традиционно торговля, осуществляемая не со склада продавца товара, именуется транзитной торговлей. К транзитной торговле, по нашему мнению, следует относить и торговую деятельность с участием дропшипперов.
Как показывает практика, при транзитной торговле у торговых организаций возникает немало актуальных проблем, связанных с документальным оформлением таких операций.
Вот только некоторые из наиболее значимых вопросов:
· какие товаросопроводительные документы должны оформляться продавцами при отпуске товаров транзитом конечным покупателям (не со склада продавца)?
· кто оформляет и каковы особенности оформления ТТН-1 и ТН-2 при осуществлении транзитной торговли?
· каковы особенности оформления товаросопроводительных документов при доставке товаров конечным покупателям со склада поставщика (изготовителя):
· самими поставщиками (изготовителями);
· продавцами товаров собственным и привлеченным транспортом, а также курьерскими службами;
· конечными покупателями?
· имеются ли какие-либо отличия в оформлении документов при транзитной поставке товаров собственниками этих товаров и продавцами-посредниками (комиссионерами, консигнаторами и т.п.)?
· кто является грузоотправителем при транзитной поставке товара посредником, не являющимся собственником реализуемого конечному покупателю товара?
· каковы особенности оформления товаросопроводительных документов при транзитной торговле с участием дропшиппера?
· кто является грузоотправителем при транзитной поставке товара конечному покупателю дропшиппером с учетом того, что доставку товара до конечного покупателя обеспечивает поставщик (изготовитель), осуществивший продажу этого товара дропшипперу?
· каким должен быть документооборот при транзитной торговле с участием дропшиппера?
Чтобы ответить на поставленные и некоторые другие вопросы, рассмотрим их более детально, основываясь, где это возможно, на нормах национального законодательства, а также учитывая «наработки» специалистов-практиков по некоторым проблемным аспектам, связанным с оформлением товаросопроводительных документов при осуществлении транзитных операций.
При этом для целей настоящей статьи будем использовать следующие введенные нами специфические термины, которые необходимы для однозначного понимания рассматриваемых нами транзитных операций:
· поставщик (изготовитель) — продавец (поставщик) товара субъекту хозяйствования, осуществляющему дальнейшую продажу приобретенного (полученного для реализации) товара конечному покупателю;
· продавец — субъект хозяйствования, осуществляющий продажу товара конечному покупателю и выступающий стороной по сделке с конечным покупателем.
Продавец может быть как собственником товара, так и не являться им;
· дропшиппер — продавец приобретенного у поставщика (изготовителя) товара, реализуемого через интернет-магазин по публичной оферте конечному покупателю с доставкой ему такого товара непосредственно со склада поставщика (изготовителя) силами самого поставщика (изготовителя).
При этом дропшиппер выступает собственником реализуемого конечному покупателю товара;
· конечный покупатель — юридическое или физическое лицо, осуществившее покупку товара у продавца для собственных нужд.
С учетом изложенного по отношению к поставщику (изготовителю) продавец выступает в роли покупателя (кроме продавца-посредника, не являющегося собственником реализуемого товара), а по отношению к конечному покупателю он является продавцом.
Общие вопросы оформления товаросопроводительных документов и варианты транзитной поставки товаров конечному покупателю
С учетом того что при транзитной торговле товары доставляются конечному покупателю не со склада продавца, чрезвычайно большое значение имеет правильное документальное оформление транзитных операций, тем более что для таких операций характерны некоторые принципиальные особенности.
При транзитной торговле доставка товара не со склада продавца в зависимости от условий договора купли-продажи, заключаемого между продавцом и конечным покупателем, может производиться конечным покупателем, самим продавцом либо поставщиком (изготовителем), у которого продавец приобрел товар, как это, например, происходит при операциях с участием дропшиппера.
При этом продавцом может быть как собственник товара, в том числе дропшиппер, так и посредник (комиссионер, консигнатор и т.п.), действующий при продаже товара от своего имени, но за счет собственника товара.
Доставка товара может осуществляться как собственными силами названных выше участников товарных операций, так и с привлечением ими сторонних транспортных организаций или курьерских служб (курьеров).
В соответствии с законодательством движение товара оформляется товаросопроводительными документами — товарно-транспортными или товарными накладными в зависимости от способа перемещения товара (с участием или без участия автомобильного транспорта).
Формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1), используемой при перемещении товаров с участием автомобильного транспорта, и товарной накладной (ТН-2), применяемой в остальных случаях, в том числе при передаче товаров другой организации без перемещения, установлены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58, а порядок их заполнения — Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной названным постановлением (далее — Инструкция № 58).
Согласно ч. 4 п. 1 Инструкции № 58 ТТН-1 и ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя.
При этом отметим, что согласно законодательству грузоотправителем выступает юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза, а грузополучателем — юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или ином законном основании (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Что касается заказчика автомобильной перевозки, то им могут выступать грузоотправитель, грузополучатель и экспедитор (п. 5 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970).
В свою очередь, перевозчиком выступает транспортная организация, которая в соответствии с заключенным с нею договором обеспечивает доставку товара по адресу, указанному заказчиком автомобильной перевозки.
Инструкция № 58 не оговаривает специальный порядок оформления ТТН-1 и ТН-2 при осуществлении транзитной торговли. В связи с этим следует руководствоваться общими подходами, установленными законодательством.
При оформлении товаросопроводительных документов следует иметь в виду, что выбор формы накладной определяется только фактом участия или неучастия автомобильного транспорта в доставке товаров и не зависит ни от вида товара, ни от его массы, количества или иных подобных характеристик товара.
Обязанность по оформлению накладных возложена на грузоотправителей. Это следует, в частности, из п. 3 и 4 Инструкции № 58, согласно которым:
1. накладная ТТН-1 оформляется грузоотправителем в четырех экземплярах:
· 1-й, 3-й и 4-й экземпляры передаются лицу, принявшему товар к перевозке; 1-й экземпляр предназначен грузополучателю;
· 2-й экземпляр остается у грузоотправителя;
· 3-й и 4-й экземпляры предназначены перевозчику: 3-й экземпляр является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги (3-й экземпляр перевозчик может передать заказчику автомобильной перевозки), а 4-й — для учета транспортной работы;
2. накладная ТН-2 оформляется грузоотправителем в двух экземплярах:
· 1-й экземпляр передается лицу, принявшему товар к доставке, и предназначен грузополучателю;
· 2-й экземпляр остается у грузоотправителя.
Особенности оформления ТТН-1 и ТН-2 при осуществлении организацией — продавцом интернет-торговли и доставке товаров конечному покупателю (покупателям) с использованием и без использования автомобильного транспорта в пределах населенного пункта регламентируются ч. 18 п. 3 и ч. 6 п. 4 Инструкции № 58.
Отдельно отметим, что ТТН-1, равно как и ТН-2, могут не заполняться при реализации товаров по договорам розничной купли-продажи физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также в других конкретных случаях, оговоренных в п. 1 Инструкции № 58.
Транзитная торговля товарами в зависимости от статуса продавца может осуществляться, по нашему мнению, с использованием одного из следующих возможных вариантов:
· товар реализуется конечному покупателю продавцом, являющимся собственником товара (не дропшиппером) (далее — вариант 1)*;
· товар реализуется конечному покупателю продавцом-посредником, не являющимся собственником товара (далее — вариант 2);
· товар реализуется конечному покупателю дропшиппером, являющимся собственником товара (далее — вариант 3).
Все обозначенные выше варианты объединяет тот факт, что реализованный товар поставляется конечному покупателю не со склада продавца. Именно данное обстоятельство позволяет говорить о такой торговле как о транзитной.
Учитывая общие подходы к оформлению накладных, а также возможные варианты транзитной торговли товарами, рассмотрим порядок документального оформления транзитных операций, связанных с реализацией и поставкой продавцом товаров конечному покупателю со склада организации, у которой продавец их приобрел (получил) для последующей продажи.
Для удобства организацию, со склада которой осуществляется поставка товаров, мы будем определять в последующем как поставщика (изготовителя).
Отметим, что дропшиппер, являясь в своей основе продавцом-посредником, выступает тем не менее как собственник товара, поскольку приобретает товар у поставщика (изготовителя) и распоряжается им по своему усмотрению. Именно в связи с этим дропшиппер как продавец товара, имеющий особый промежуточный статус, рассматривается нами отдельно.
Следует отметить, что реализация товаров дропшиппером в целом соответствует варианту реализации товаров конечному покупателю продавцом, купившим эти товары у поставщика (изготовителя) и обеспечивающим их поставку конечному покупателю силами самого поставщика (изготовителя).
В связи с этим, казалось бы, можно было не рассматривать вариант поставки товара конечному покупателю дропшиппером.
Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание на следующие моменты, отличающие данные виды поставок, что обусловило необходимость их отдельного рассмотрения:
· при дропшиппинге заказ товаров покупателями осуществляется через интернет-магазин по публичной оферте товара (ст. 464 Гражданского кодекса Республики Беларусь) (далее — ГК). При этом дропшиппер, как правило, принимает на себя обязанности по доставке товара конечному покупателю, которая обеспечивается по договору дропшиппинга силами поставщика (изготовителя), у которого дропшиппер приобретает товар для конечного покупателя;
· покупателями у дропшиппера являются преимущественно физические лица, что обусловливает особенности в оформлении товаросопроводительных документов;
· дропшиппинг изначально предполагает предварительную оплату товара конечным покупателем продавцу и продавцом поставщику (изготовителю).
При поставке товара конечному покупателю поставщиком (изготовителем) по поручению продавца очередность в расчетах между участниками такой поставки может быть иной (сначала производится поставка, потом оплата и т.п.);
· при дропшиппинге продавец товара конечному покупателю (дропшиппер), позиционируемый в соответствии с международным правом как продавец-посредник, является тем не менее собственником этого товара, в то время как продавец-посредник (комиссионер, консигнант и т.п.) не является собственником такого товара и реализует его хотя и от своего имени, но за счет собственника товара, с которым у него заключен посреднический договор (комиссии, консигнации и т.п.).
Отдельно отметим, что рассмотренная нами вариативность документального оформления поставок товаров конечному покупателю не является исчерпывающей и может дополняться иными вариантами, зависящими от целого ряда обстоятельств, которые оговариваются в договорах между поставщиком (изготовителем) и продавцом, продавцом и конечным покупателем — момента перехода права собственности на товар, способа его доставки, кто определяется грузоотправителем и грузополучателем товара и т.д.
Документальное оформление транзитных операций
Рассмотрим каждый из обозначенных выше возможных вариантов транзитной торговли и обусловленных ими вариантов транзитной поставки товаров конечному покупателю более подробно.
Вариант 1. ТРАНЗИТНАЯ ПОСТАВКА ТОВАРА КОНЕЧНОМУ ПОКУПАТЕЛЮ СОБСТВЕННИКОМ ТОВАРА (НЕ ДРОПШИППЕРОМ)
Применительно к данному варианту следует исходить из того, что продавец сначала покупает товар у поставщика (изготовителя), становится его собственником, а затем реализует этот товар конечному покупателю.
Оформление передачи товара его новому собственнику (продавцу), притом что товар остается на складе поставщика (изготовителя), предполагает забалансовый учет такого товара у поставщика (изготовителя), что требует соответствующего документального оформления.
Вместе с тем полагаем, что в случае, если факт приобретения товара продавцом совпадает с оформлением товаросопроводительных документов, связанных с вывозом (отпуском) товаров их новым собственником в адрес конечного покупателя, то необходимость в забалансовом учете не возникает.
В силу того что продавец, реализующий товар конечному покупателю, приобретает этот товар у поставщика (изготовителя) по договору купли-продажи, этот товар после приобретения должен учитываться в балансе продавца несмотря на то, что по факту на склад продавца он не поступает и отгружается конечному покупателю непосредственно со склада поставщика (изготовителя).
Особо подчеркнем, что составлять документы складского учета у продавца в отношении товаров, приобретенных им у поставщика (изготовителя) для последующей их реализации конечному покупателю, нет необходимости, поскольку фактически к продавцу эти товары от поставщика (изготовителя) не поступают.
На практике применительно к варианту 1 транзитной поставки товара возможны следующие варианты доставки товара конечному покупателю со складов поставщика (изготовителя):
· доставку товара конечному покупателю обеспечивает поставщик (изготовитель) товара собственным либо привлеченным транспортом (вариант 1а);
· доставку товара конечному покупателю обеспечивает продавец товара (собственным или привлеченным транспортом либо сторонней курьерской службой) (варианты 1б — 1г);
· вывоз товара со склада поставщика (изготовителя) обеспечивает сам конечный покупатель (собственным или привлеченным транспортом либо без использования транспортных средств) (варианты 1д — 1е).
Способ доставки товара конечному покупателю оговаривается, как правило, в договоре купли-продажи товара, заключаемом между продавцом товара и конечным покупателем товара (ст. 480 ГК).
Применительно к варианту 1 движение товара до конечного покупателя с момента приобретения продавцом товара у поставщика (изготовителя) должно, по нашему мнению, сопровождаться оформлением товаросопроводительных документов в следующем порядке:
1а) если доставка товара конечному покупателю со склада поставщика (изготовителя) обеспечивается поставщиком (изготовителем) товара с использованием собственного или привлеченного транспорта
Если по договору между поставщиком (изготовителем) и продавцом товара доставка товара конечному покупателю осуществляется собственным или привлеченным поставщиком (изготовителем) транспортом, то выписывается ТТН-1.
Накладная ТТН-1, как уже отмечалось ранее, является основанием для списания товара у грузоотправителя и (или) принятия его к учету у грузополучателя.
В рассматриваемом случае грузоотправителем является поставщик (изготовитель), отпускающий товар со своего склада, а грузополучателем — продавец, являющийся собственником приобретенного товара, реализуемого им транзитом конечному покупателю.
Место погрузки товара — склад поставщика, с которого осуществляется отгрузка товара, место разгрузки — склад (иное место разгрузки) конечного покупателя.
Порядок и особенности оформления и заполнения строк ТТН-1 регламентируются п. 1–3 Инструкции № 58.
Что касается продавца, осуществляющего транзитную торговлю со склада поставщика (изготовителя), то ему необходимо оформить ТН-2, в которой он будет являться грузоотправителем, а конечный покупатель — грузополучателем.
Экземпляр грузоотправителя (продавца) будет служить основанием для списания товара у продавца, а также отражения операций по отгрузке (реализации) товара конечному покупателю.
Необходимость оформления ТН-2 обусловлена тем, что передача товара продавцом его конечному покупателю не сопровождается перемещением этого товара между ними — фактическое перемещение осуществляется между поставщиком (изготовителем) и конечным покупателем (ч. 4, абз. 4 ч. 6 п. 1 Инструкции № 58).
С учетом изложенного применительно к рассмотренному варианту схема документального оформления транзитной поставки товара продавцом конечному покупателю, осуществляемой поставщиком (изготовителем) по договору с продавцом с использованием транспорта, может быть, по нашему мнению, представлена следующим образом:
поставщик (изготовитель) → ТТН-1 → продавец → ТН-2 → конечный покупатель.
Еще раз обратим внимание на то обстоятельство, что в рамках рассматриваемой схемы оформляются и ТТН-1, и ТН-2.
Структурно-логическая схема оформления транзитной доставки товара конечному покупателю — юридическому лицу поставщиком (изготовителем) с использованием собственного и привлеченного транспорта представлена на рис. 1.
Отдельно отметим, что при варианте доставки товаров конечному покупателю самим поставщиком (изготовителем) не рассматривались особенности оформления товаросопроводительных документов для случаев, когда покупателями являются физические лица. Указанное обусловлено тем, что такой способ транзитной доставки товаров поставщиками (изготовителями) собственным или привлеченным транспортом покупателям — физическим лицам в отечественной практике достаточно редок, поскольку такая категория покупателей приобретает товар преимущественно в рознице.
Детально особенности оформления транзитных товарных операций с участием покупателей — физических лиц, в том числе физических лиц — покупателей товаров в интернет-магазинах, рассмотрены при иных способах транзитной доставки: доставке товаров продавцом с использованием привлеченного транспорта (вариант 1в) и сторонних курьерских служб (вариант 1г);
1б) если доставка товара конечному покупателю со склада поставщика (изготовителя) обеспечивается собственным транспортом продавца
Транзитная поставка товара, минуя склад продавца, требует документального оформления передачи проданного поставщиком (изготовителем) товара непосредственно его новому собственнику, который осуществляет его продажу конечному покупателю.
В силу того что продавец товара является собственником товара, приобретенного им у поставщика (изготовителя), этот товар, как уже отмечалось ранее, должен быть отражен в бухгалтерском учете продавца.
Основанием для принятия приобретенного продавцом товара к учету в рассматриваемом случае должна являться, с нашей точки зрения, ТН-2.
Возможность оформления ТН-2 подтверждается Инструкцией № 58, согласно которой накладная ТН-2 заполняется при осуществлении передачи товаров другой организации без их перемещения (абз. 4 ч. 6 п. 1), что как раз и происходит при транзитной поставке товаров.
Оформление ТН-2 осуществляется поставщиком (изготовителем) в двух экземплярах: 1-й — передается новому собственнику товара (грузополучателю), 2-й — остается у поставщика (изготовителя), который позиционируется как грузоотправитель.
Экземпляр грузоотправителя является основанием для списания проданного товара с баланса поставщика (изготовителя), экземпляр грузополучателя (нового собственника) — для принятия приобретенного им у поставщика (изготовителя) товара к учету.
Отметим, что оформление передачи товара от поставщика (изготовителя) новому собственнику — продавцу посредством ТН-2 необходимо во всех случаях независимо от последующих способов доставки товара конечному покупателю (собственным транспортом продавца, привлеченной транспортной организацией или курьерской службой). Исключением, как было показано выше, может являться случай, когда доставка товара конечному покупателю осуществляется поставщиком (изготовителем) (вариант 1а).
При доставке товара конечному покупателю со склада поставщика (изготовителя) собственным транспортом продавца продавец, позиционируемый как грузоотправитель, оформляет ТТН-1 в общем порядке в четырех экземплярах. В итоге грузоотправитель, являясь перевозчиком, получает три экземпляра накладной, что, с нашей точки зрения, не всегда неоправданно.
В перспективе представляется целесообразным предоставить право выписки грузоотправителями при доставке грузов собственным автомобильным транспортом ТТН-1 не в четырех экземплярах, как это предусмотрено законодательством, а в трех, поскольку грузоотправитель в таких случаях выступает одновременно и перевозчиком.
Поскольку собственник товара сам доставляет товар конечному покупателю, договор автомобильной перевозки в таком случае отсутствует, соответственно строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» в ТТН-1 не заполняется.
В силу того что товар отгружается со склада поставщика (изготовителя), в строке «Пункт погрузки» указывается адрес (месторасположение) пункта погрузки (склада поставщика (изготовителя), с которого осуществляется отгрузка товара конечному покупателю). В строке «Пункт разгрузки» указывается адрес (месторасположение) пункта разгрузки товара, приобретенного конечным покупателем.
Документальное оформление движения товара от поставщика (изготовителя) к продавцу (новому собственнику товара), а от него — к конечному покупателю путем транзитной поставки с использованием транспорта собственника товара может быть представлено следующим образом:
поставщик (изготовитель) → ТН-2 → продавец — новый собственник товара, приобретенного у поставщика (изготовителя) → ТТН-1 → конечный покупатель.
Структурно-логическая схема оформления транзитной доставки товара конечному покупателю со склада поставщика (изготовителя) собственным транспортом продавца с учетом особенностей, обусловленных доставкой товара покупателям — физическим лицам, представлена на рис. 2.
Следует отметить, что рассмотренный выше вариант оформления доставки товара конечному покупателю транспортом продавца, по мнению некоторых специалистов, не является единственным. Эти специалисты полагают, что согласно договору между поставщиком (изготовителем) и продавцом, осуществляющим доставку товара, в качестве грузоотправителя товара может быть определен поставщик (изготовитель).
Предполагается, что при использовании такой схемы доставки поставщик (изготовитель) как грузоотправитель должен оформить ТТН-1, по которой конечный покупатель будет являться грузополучателем, а продавец определяется как перевозчик. При этом место погрузки товара — склад поставщика (изготовителя), с которого осуществляется отгрузка товара, место разгрузки — склад (иное место разгрузки), указываемое продавцу (перевозчику) в договоре с конечным покупателем.
В таком случае 1-й экземпляр ТТН-1 передается грузополучателю — конечному покупателю, 2-й — остается у грузоотправителя — поставщика (изготовителя), 3-й и 4-й — передаются перевозчику (продавцу).
В рассматриваемой схеме экземпляр ТТН-1 грузоотправителя является основанием для списания товара с учета поставщика (изготовителя), а экземпляр ТТН-1 перевозчика (продавца) — для оприходования товара у продавца с целью последующего оформления его передачи конечному покупателю с использованием ТН-2. При этом ТТН-1 является документом, подтверждающим автомобильную перевозку товара по маршруту от поставщика (изготовителя) до места его разгрузки, указанного конечным покупателем.
В силу того что товар конечному покупателю продавцом доставлен, что подтверждается ТТН-1, для списания товара у продавца и оприходования его у конечного покупателя продавец должен выписать в двух экземплярах товарную накладную формы ТН-2: 1-й экземпляр для грузополучателя (конечного покупателя), 2-й — для продавца.
С нашей точки зрения, данный вариант оформления доставки товара конечному покупателю транспортом продавца имеет под собой определенную правовую основу, однако он усложнен и может обусловить задвоение в учете, поскольку конечный покупатель получает в итоге два первичных документа в отношении одного товара: и ТТН-1 от поставщика (изготовителя), и ТН-2 от продавца;
1в) если доставка товара конечному покупателю со склада поставщика (изготовителя) обеспечивается продавцом силами сторонней транспортной организации (перевозчика)
Применительно к рассматриваемой схеме продавец — собственник товара, позиционируемый как грузоотправитель, при организации доставки товара конечному покупателю силами сторонней транспортной организации оформляет ТТН-1 в четырех экземплярах:
· 1-й экземпляр ТТН-1 передается грузополучателю (конечному покупателю);
· 2-й — остается у грузоотправителя (продавца — собственника товара);
· 3-й и 4-й экземпляры передаются перевозчику для учета им транспортной работы и расчетов за оказанные транспортные услуги.
Поскольку заказчиком автомобильной перевозки является грузоотправитель, в ТТН-1 вместо адреса и наименования в строке «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» допускается указывать слово «Грузоотправитель» (ч. 6 п. 3 Инструкции № 58).
Как и в случае, когда поставка товара конечному покупателю обеспечивается со склада поставщика (изготовителя) транспортом продавца — собственника товара (вариант 1б), в строке «Пункт погрузки» ТТН-1 указывается адрес (месторасположение) пункта погрузки товара (склада поставщика (изготовителя), с которого осуществляется отгрузка товара конечному покупателю), а в строке «Пункт разгрузки» — адрес (месторасположение) пункта разгрузки конечного покупателя.
Схема документального оформления движения товара от поставщика (изготовителя) к продавцу — новому собственнику товара, а от него — к конечному покупателю путем транзитной поставки с использованием привлеченной продавцом сторонней транспортной организации в целом идентична схеме, приведенной при рассмотрении варианта 1б (поставка товара конечному покупателю транспортом продавца товара):
поставщик (изготовитель) → ТН-2 → продавец — новый собственник товара, приобретенного у поставщика (изготовителя) → ТТН-1 → конечный покупатель;
1г) если доставка товара конечному покупателю со склада поставщика (изготовителя) обеспечивается продавцом силами привлеченной курьерской службы
Если товар доставляется конечному покупателю привлеченной курьерской службой без использования транспорта, то передача такого товара конечному покупателю от продавца, являющегося собственником товара и позиционируемого как грузоотправитель, оформляется ТН-2.
Количество оформляемых экземпляров ТН-2 для такой транзитной поставки законодательством однозначно не определено.
Полагаем, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться общими подходами, установленными для оформления ТН-2 (п. 4 Инструкции № 58), то есть такой товаросопроводительный документ должен оформляться в двух экземплярах:
· 1-й экземпляр передается лицу, принявшему товар к доставке, и предназначен грузополучателю (конечному покупателю);
· 2-й экземпляр остается у грузоотправителя (продавца).
Схема документального оформления транзитной поставки товара продавцом с привлечением для доставки сторонней курьерской службы, не использующей транспортные средства, может быть представлена следующим образом:
поставщик (изготовитель) → ТН-2 → продавец — новый собственник товара, приобретенного у поставщика (изготовителя) →ТН-2 → конечный покупатель.
Если товар доставляется конечному покупателю привлеченной курьерской службой с использование транспорта, то передача такого товара от продавца конечному покупателю оформляется ТТН-1 в порядке и по схеме, приведенным при рассмотрении варианта 1в: поставка продавцом товара конечному покупателю силами сторонней транспортной организации (перевозчика).
Еще раз подчеркнем, что в отдельных, предусмотренных законодательством случаях, ТН-2 и ТТН-1 могут не заполняться, например при реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, по договорам розничной купли-продажи (п. 1 Инструкции № 58).
Кроме того, следует учитывать особенности оформления товаросопроводительных документов при осуществлении интернет-торговли и доставки товаров без использования (ч. 6 п. 4 Инструкции № 58) и с использованием автотранспорта (ч. 18 п. 3 Инструкции № 58).
Так, например, при осуществлении интернет-торговли и доставке товаров без использования автомобильного транспорта в пределах населенного пункта физическому лицу (физическим лицам) — покупателю (покупателям) интернет-магазина организацией — продавцом интернет-магазина может составляться одна накладная ТН-2 на весь перемещаемый в пределах населенного пункта товар. При этом в строке «Грузополучатель» накладной ТН-2 указываются наименование и адрес организации, осуществляющей доставку товара. В накладную ТН-2 может быть введена строка «Пункт доставки», в которой проставляется наименование населенного пункта без указания точного адреса (месторасположения) покупателя (покупателей) интернет-магазина.
В строку ТН-2 «Основание отпуска» вносятся сведения о наименовании, дате и номере документа, являющегося основанием для отгрузки (ч. 2 п. 4, ч. 8 п. 3 Инструкции № 58). В рассматриваемом случае в данную строку могут быть вписаны номера заказов (заявок) покупателей, оформленных на сайте интернет-магазина, по которым производится отгрузка товаров, либо номер перечня таких заказов (заявок).
При осуществлении интернет-торговли и доставке товаров с использованием автомобильного транспорта в пределах населенного пункта физическому лицу (физическим лицам) — покупателю (покупателям) интернет-магазина организацией — продавцом интернет-магазина может заполняться одна накладная ТТН-1 на весь одновременно перевозимый одним автомобилем в пределах населенного пункта товар. При доставке товара одним автомобилем в разные населенные пункты организацией — продавцом интернет-магазина на доставку товара в каждый населенный пункт заполняется отдельная накладная ТТН-1. При этом в строке «Грузополучатель» накладной ТТН-1 указываются наименование и адрес организации, осуществляющей доставку товара. В строке «Пункт разгрузки» накладной ТТН-1 может приводиться наименование населенного пункта без указания точного адреса (месторасположения) покупателя (покупателей) интернет-магазина.
Структурно-логическая схема оформления транзитной доставки товара продавцом конечному покупателю курьерской службой с использованием и без использования автотранспорта представлена на рис. 3.
<...>