Таможенное декларирование в вопросах и ответах |

При декларировании любых товаров и транспортных средств даже опытные декларанты совершают ошибки в оформлении документов. Связано это с тем, что современное таможенное декларирование транспортных средств и товаров считается чуть ли не самым сложным во внешнеэкономической деятельности. Такое мнение сложилось под влиянием многих факторов, основными из которых для декларанта можно считать: техническую сложность процесса, постоянную смену или дополнение нормативных актов и правил, за которыми невозможно уследить тому, кто не связан с таможней профессионально, и другие обстоятельства.
В результате при неправильном таможенном оформлении у декларанта начинаются мелкие и крупные неприятности: срываются сроки поставки, появляются непредвиденные траты, скоропортящийся товар не выдерживает хранения на складе и т.д.
Предлагаем рассмотреть некоторые нюансы таможенного оформления в вопросах и ответах.
Вопрос 1
Необходимо ли белорусской организации помещать полуприцеп, зарегистрированный в Республике Беларусь, под какую-либо таможенную процедуру, для того чтобы доставить белорусские товары из Республики Беларусь в Республику Польша?
Нет, в данном случае полуприцеп помещать под какую-либо таможенную процедуру не требуется. Он относится к категории транспортных средств международной перевозки и подлежит декларированию в порядке, определенном п. 2 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511 (далее — Инструкция № 511).
В соответствии с подп. 49) п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) транспортные средства — это категория товаров, в том числе включающая в себя полуприцепы с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Согласно подп. 51) п. 1 ст. 3 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки — это транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» международные автомобильные перевозки — это автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством. То есть полуприцеп считается транспортным средством международной перевозки.
Согласно п. 1 ст. 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и используются на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами в порядке, установленном гл. 38 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной этой главой, — в порядке, установленном иными главами ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 4 ст. 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки, временно вывозимые с таможенной территории ЕАЭС для завершения международной перевозки, зарегистрированные в государствах ЕАЭС за лицами государств ЕАЭС и являющиеся товарами ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры.
<...>