Ввоз и льготирование иностранной безвозмездной помощи |
На законодательном уровне установлены критерии для получения льгот по уплате таможенных платежей. Так, в соответствии с п. 31 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 (далее — Положение), льготированию подлежит иностранная безвозмездная помощь и имущество, приобретенное за счет средств помощи для целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь.
В соответствии с п. 31 Положения иностранная безвозмездная помощь освобождается от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), налога на добавленную стоимость, акцизов. Учитывая то, что законодательством Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) определено, что льготирование ввозной таможенной пошлины регулируется актами ЕАЭС, заметим, что согласно п. 3 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании (Приложение № 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию из третьих стран товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).
Таким образом, не могут быть освобождены от уплаты ввозных таможенных пошлин подакцизные товары, поименованные в п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).
Доставка и временное хранение. После пересечения таможенной границы иностранная безвозмездная помощь подлежит помещению под таможенную процедуру таможенного транзита с целью ее доставки в регион деятельности той таможни, где находится получатель товара.
Вопрос 1
Благотворительная организация собственным транспортом ввозит товары в качестве иностранной безвозмездной помощи. При ввозе товары помещаются в Брестской таможне под таможенную процедуру таможенного транзита в целях их доставки в г. Минск, где они будут помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Предусмотрена ли законодательством возможность помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей?
Да, такая возможность существует. В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Постановление № 1374) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, не требуется, если таможенным органом отправления и таможенным органом назначения является таможенный орган Республики Беларусь, эти товары имеют характер иностранной безвозмездной помощи и об их получателях Государственный таможенный комитет информирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
Однако эти нормы не применяются, если у получателя (отправителя — при вывозе) или перевозчика иностранных товаров имеется не исполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, процентов и пеней.
В целях сокращения издержек организаций — получателей иностранной безвозмездной помощи допускается осуществлять ее временное хранение не на складах временного хранения, а в иных местах.
<...>