Проверки не отменены — изменен подход к ним |
Александра РАКИТИНА,
экономист
После вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376), который внес существенные изменения в контрольную деятельность, ошибочно считать, что проверок в 2018 году больше не будет. Нередко юридические лица, получив предписание, недоумевают: почему именно они подпали под проверку?
Кого будут проверять в 2018 году? На сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь отсутствует координационный план контрольной (надзорной) деятельности на первое полугодие 2018 г., не будет он формироваться и на второе. Однако это касается только плановых проверок.
Проверочная деятельность осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), и, учитывая редакции Указа № 376, она может быть проведена в форме:
-
· выборочных проверок;
-
· внеплановых проверок;
-
· мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
-
· мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа № 510.
Это означает, что на смену плановым проверкам пришли проверки выборочные. Согласно п. 21 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение), для проведения плановых проверок будут составляться сводные планы, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте Комитета государственного контроля либо на сайтах его органов не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.
С 15 декабря 2018 г. субъекты предпринимательской деятельности смогут ознакомиться с планом выборочных проверок на первое полугодие 2019 г.
Кроме того, контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в его ходе (п. 3 Указа № 510).
Что касается выборочных проверок, то на сегодняшний день идет работа по приведению законодательства в соответствие с нововведениями Указа № 376, разрабатываются отраслевые критерии рискоориентированного подхода к назначению выборочных проверок.
Так, в соответствии с ч. 3 п. 9 Указа № 510 критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки определяются государственными органами (организациями), указанными в ч. 1 п. 15 Положения, по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности на основании методики формирования системы оценки риска.
На данный момент уже принят ряд документов, которыми будут руководствоваться при определении степени риска для отбора проверяемых субъектов:
· приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.02.2018 № 20 «Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки»;
· постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.02.2018 № 82 «Об утверждении критериев оценки степени риска»;
· приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.02.2018 № 25 «О критериях оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки»;
· приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.02.2018 № 19 «Об определении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок»;
· приказ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15.02.2018 № 27 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки»;
· приказ оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 03.03.2018 № 22 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки выполнения лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления деятельности по технической и (или) криптографической защите информации».
Таким образом, теперь субъектам предпринимательской деятельности придется самостоятельно анализировать критерии оценки степени риска при проведении выборочной проверки каждого отраслевого государственного органа, наделенного полномочиями на осуществление контроля (надзора) в своей сфере.
Внеплановая проверка налоговых органов. В соответствии с Указом № 376 перечень оснований для проверок претерпел большие изменения. Из перечня оснований для назначения внеплановых проверок исключены следующие:
<...>