Округление цен на алкогольные напитки в объектах общественного питания |
Александр ЕВЛАШ,
экономист
Прямое (административное) регулирование цен на алкогольные напитки крепостью свыше 28% осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли путем установления:
· предельных минимальных цен на производимые и (или) реализуемые на территории Беларуси алкогольные напитки крепостью свыше 28%, уровень которых отражен в приложении 1 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов» (далее — Постановление № 52), за исключением реализации в 2015–2017 годах алкогольных напитков крепостью свыше 28% в магазины беспошлинной торговли, а также реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28% в магазинах беспошлинной торговли (п. 1.1 Постановления № 52);
· предельной максимальной наценки с учетом наценки общественного питания, торговой надбавки (включая оптовую надбавку) на алкогольные напитки крепостью свыше 28%, производимые и реализуемые на территории Беларуси, при их реализации в объектах общественного питания в установленном размере на уровне 60% (п. 1.2 Постановления № 52).
В связи с тем, что алкогольные напитки (крепостью свыше 28%) относятся к товарам, цены на которые регулируются законодательством, а порядок формирования цен на указанные напитки, реализуемые в организациях общественного питания, в настоящее время не определен, при формировании розничных цен на эти напитки, реализуемые в организациях общественного питания, следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее — Инструкция № 111).
Так, розничные цены на товары отечественного и иностранного производства, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, определяются путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (ч. 1 п. 11 Инструкции № 111). При этом п. 2.1 Постановления № 52 определено, что цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28% формируются с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже предусмотренных предельных минимальных цен, с пересчетом цен пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары.
При разработке порядка формирования цен на алкогольные напитки также можно воспользоваться рекомендациями, приведенными в письме Министерства торговли Республики Беларусь от 01.10.2015 № 03-20/923к «О рассмотрении обращений» (далее — письмо № 03-20/923к), которым определено, что при поступлении алкогольной продукции в организации общественного питания по отпускной цене завода-изготовителя или оптовой организации продажная цена формируется путем применения к отпускной цене торговой надбавки (с учетом оптовой), налога на добавленную стоимость (далее — НДС) по установленной ставке, наценки. При этом суммарный размер торговой надбавки (с учетом оптовой) и наценки не должен превышать 60%.
В связи с тем, что п. 1.2 Постановления № 52 определена только предельная максимальная наценка в размере 60% без градации на наценку общественного питания и торговую надбавку (включая оптовую надбавку), организации общественного питания самостоятельно определяют размер наценки общественного питания и размер торговой надбавки (включая оптовую надбавку). При этом суммарный размер торговой надбавки (включая оптовую надбавку) и наценки общественного питания не должен превышать предельный уровень, установленный в размере 60%.
<...>