Предоставление скидки при проведении розничных распродаж |
По нормам национального законодательства продавцы вправе проводить распродажи и мероприятия, направленные на стимулирование продажи товаров (п. 108 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703) (далее — Правила № 703).
В свою очередь, согласно п. 109 Правил № 703 проведение распродажи допускается, если выполняются в совокупности следующие условия:
· товары уже предлагаются продавцом к продаже в принадлежащих ему торговых объектах, объектах общественного питания, при осуществлении торговли без использования торгового объекта, общественного питания вне объекта общественного питания;
· стимулирование реализации товаров не запрещено законодательными актами;
· на товары не установлены фиксированные цены;
· на товары не установлены предельные минимальные цены. Исключение составляют пищевые продукты со сроком годности менее 30 календарных дней, цена которых с учетом скидки не будет ниже установленных предельных минимальных цен.
При этом согласно п. 110 Правил № 703 проведение мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров, не допускается с участием товаров:
· стимулирование реализации которых запрещено законодательными актами;
· на которые установлены фиксированные цены;
· на которые установлены предельные минимальные цены. Исключение составляют пищевые продукты со сроком годности менее 30 календарных дней, цена которых не будет ниже предельных минимальных цен.
В частности, в соответствии с ч. 4 п. 10 и ч. 2 п. 13 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее — Инструкция № 111), не допускается изменение:
· фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов);
· фиксированных розничных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).
Несоблюдение норм законодательства при реализации товаров на условиях предоставления скидок с розничных цен является нарушением дисциплины цен и признается административным правонарушением.
Применение различных видов скидок для стимулирования продаж. Одной из основных мер по стимулированию спроса и привлечению потенциальных покупателей является ценовое стимулирование, которое базируется на применении различных видов скидок.
Скидка — снижение продавцом установленной им цены товаров, продукции общественного питания (абз. 10 п. 2 Правил № 703).
Законодательство не запрещает розничным организациям предоставлять покупателям скидки на товары, цены на которые регулируются государством.
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), содержится в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 (далее — Перечень № 72 и Указ № 72).
При установлении размеров скидок со сформированных розничных цен на товары по Перечню № 72, в отношении которых осуществляется государственное ценовое регулирование, необходимо учитывать размеры предельных максимальных торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров), установленные государственными органами, осуществляющими регулирование цен.
В случае, если цены на товары не регулируются государством, следует руководствоваться положениями действующего законодательства, регламентирующего порядок ценообразования в Республике Беларусь. Одним из таких нормативных правовых актов является Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-З). В соответствии со ст. 12 Закона № 255-З юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (далее — ИП) имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен.
Следовательно, в этом случае размер надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) и размер скидок со сформированных розничных цен устанавливаются указанными субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно исходя из финансовых возможностей и с учетом конъюнктуры рынка, то есть без ограничений.
Так, решение о предоставлении покупателям скидок с розничных цен розничные организации принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком, если иное не установлено законодательством (п. 13 Инструкции № 111).
Порядок предоставления скидок утверждается в форме единого документа, например Положения, или как совокупность внутренних документов (приказов, решений, распоряжений и др.). Сроки действия, порядок внесения изменений и дополнений, ассортимент товаров, при реализации которых применяются скидки, а также условия их предоставления определяются с учетом складывающейся экономической ситуации, маркетинговой и учетной политики организации, а также норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» и Правил № 703.
Порядок предоставления скидок должен отражать виды скидок, конкретные их размеры, условия предоставления каждого вида скидки, а также при необходимости перечень товаров, на которые они предоставляются. Размеры скидок по видам товаров, конкретный период (время) их предоставления (например, во время проведения акций или в период с 8:00 до 10:00 и (или) с 20:00 до 22:00), а также категории населения, для которых предусматриваются скидки, могут утверждаться отдельным приказом руководителя организации.
Предоставление скидки при выполнении определенного условия. Условиями, при выполнении которых покупателям могут предоставляться скидки с установленных розничных цен на реализуемые товары, могут быть:
а) приобретение рекламируемых или других товаров на определенную сумму (в определенном количестве и объеме);
б) посещение торгового объекта в определенные дни (часы) и т.п.;
в) продажа товаров определенным конкретным категориям потребителей, имеющим право на скидку:
· владельцам дисконтных карт розничной организации;
· именинникам;
· многодетным семьям;
· инвалидам I и II группы;
· пенсионерам;
· студентам и т.п.
Для получения скидки потребитель должен представить документ, подтверждающий его принадлежность к определенной категории лиц (например, дисконтную карту розничной организации, паспорт и (или) свидетельство о рождении ребенка, удостоверение многодетной семьи или инвалида, пенсионное удостоверение, студенческий билет и т.п.).
Согласно п. 113 Правил № 703 в случае, если скидка с цены на товар, продукцию общественного питания предоставляется при выполнении определенного условия, до сведения покупателей доводится цена на товар, продукцию общественного питания без учета скидки, а также цена на эти товар, продукцию общественного питания с учетом скидки с указанием размера скидки и условий ее предоставления.
Таким образом, при предоставлении скидки при выполнении определенного условия до сведения покупателя в обязательном порядке должна быть доведена информация о цене на товар без учета скидки, а также информация о цене на этот товар с учетом скидки с указанием размера скидки и условий ее предоставления.
Правилами № 703 установлены также требования к размеру шрифта для указания цены на товар без учета скидки и цены на товар с учетом скидки при предоставлении скидки при выполнении определенного условия. Так, согласно абз. 2 п. 113 Правил № 703 информация о цене на товар, продукцию общественного питания с учетом скидки и размере скидки указывается шрифтом, размер которого должен быть меньше размера шрифта, используемого для указания цены на эти товар, продукцию общественного питания без учета скидки.
Рассмотрим на условном примере особенности реализации товаров из объектов розничной торговли на условиях предоставления скидки с установленных розничных цен покупателям, выполнившим определенное условие, например предъявившим дисконтную карту.
На товары, реализуемые по фиксированным ценам, действие дисконтной карты не распространяется. Не допускается также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных на них соответствующими государственными органами (ч. 4 п. 10, п. 13 Инструкции № 111).
Пример 1
Розничная организация «А» приобретает у юридических лиц и ИП продовольственные и промышленные товары для детей отечественного и иностранного производства и осуществляет их продажу через собственные объекты розничной торговли (магазины).
Реализация товаров для детей через собственные торговые объекты осуществляется организацией «А» по розничным ценам, устанавливаемым самостоятельно с применением торговой надбавки в размере, применяемом с учетом сложившейся конъюнктуры рынка и ограничений, определенных законодательством.
В соответствии с утвержденным организацией «А» Положением о порядке предоставления скидок с розничных цен (далее — Порядок № 1) покупателю, предъявившему дисконтную карту организации «А», предоставляется скидка в размере 6 % с установленных розничных цен на приобретенные товары:
· 1 упаковочную единицу подгузников детских «Pampers Premium Care» для мальчика / для девочки весом 6–10 кг универсальных российского производства (далее — подгузники детские).
Последовательность определения стоимости товаров для детей отечественного и иностранного производства, реализуемых покупателю, предъявившему дисконтную карту организации «А» (выполнившему определенное условие Порядка № 1), на условиях предоставления скидки с установленных розничных цен на указанные товары приведена в таблице 1 с использованием следующих исходных данных:
· розничная цена на подгузники детские — 33,00 руб. за 1 упаковочную единицу (с налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) по ставке 10 %) количеством 52 шт.;
· размер торговой надбавки, применяемой при формировании розничных цен на товары для детей, установлен организацией «А» на уровне 25 %;
· отпускная цена на подгузники детские установлена импортером «И» на уровне 24,00 руб. за 1 упаковочную единицу (без НДС) согласно товаросопроводительным документам;
· удельный вес расходов, связанных с управлением организацией «А» и реализацией детских товаров, в торговой надбавке, сложившийся за отчетный период (июнь — июль 2021 г.), с учетом изменений, планируемых в расчетном периоде (август 2021 г.), в среднем составил 40 %.
Таблица 1
<...>