Несколько вопросов о взаимодействии с партнерами из Китая |
Процесс подбора поставщика в Китае не имеет глобальных различий с поиском партнеров в любой другой стране. Основными критериями являются надежность поставщика и его соответствие необходимым требованиям. Главным показателем надежности является масштаб бизнеса поставщика.
Случаются ситуации, когда поставщик находится на грани банкротства или в стадии слияния или поглощения. При хороших партнерских отношениях китайские производители охотно делятся данными и информацией о том, что происходит с конкретной компанией. Если компания большая и публичная, желательно узнать, что происходит с ее акциями на китайских биржах.
Большинство китайских компаний работают по предоплате. Несмотря на то что на данный момент условия партнерства с Китаем достаточно цивилизованны и вероятность потерять предоплату сравнительно мала, лучше предусмотреть все возможные риски до начала совместной работы. Не стоит пренебрегать заключением контрактов: если поставщик работает по инвойсу и отказывается от заключения договора, это может служить доказательством его недобросовестности.
На данный момент Китай может предложить практически любые из существующих экономических условий — товары в разных ценовых категориях и различного уровня качества. Во многих товарных группах на российском рынке встречается практика завышения или искажения характеристик товара. Это означает, что производитель предоставляет определенную информацию о товаре, но при покупке, произведении замеров или рассмотрении образца выясняется, что характеристики были завышены от 10% до двух раз — и в результате это сказывается на итоговой стоимости продукции. Для тестовых проверок производится несколько эталонных образцов изделия:
· первый образец тестируется до поломки или уничтожения, чтобы определить срок его эксплуатации;
· второй хранится как эталонный, чтобы в случае разногласий с производителем все ориентировались на образец.
О чем нужно помнить белорусским организациям при взаимодействии с производителями из этой страны? Ответим на этот вопрос, отталкиваясь от конкретных ситуаций.
Ситуация 1
Организация в 2017 году ввезла оборудование из Китая. При ввозе таможенная пошлина не уплачивалась, так как было указано, что оно ввозится для собственного потребления (была использована льгота, предусмотренная Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10)). Данное оборудование было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Срок окончания инвестиционного проекта — 2019 год. Может ли организация в 2018 году сдать это оборудование в аренду?
Организация в 2018 году вправе сдать это оборудование в аренду без уплаты в бюджет Республики Беларусь ввозной таможенной пошлины, при условии что арендатор будет использовать данное оборудование в целях реализации инвестиционного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления — это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Союз) без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС.
Согласно п. 3.1 Декрета № 10 в период действия инвестиционного договора инвестор (инвесторы) и (или) организация имеют право на освобождение от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта.
В отношении этого технологического оборудования ограничения по пользованию и (или) распоряжению действуют до окончания срока реализации инвестиционного проекта, но не более пяти лет со дня помещения такого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему под соответствующую таможенную процедуру.
В случае нецелевого использования технологического оборудования ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость уплачиваются (взыскиваются) в соответствии с законодательством.
Таким образом, данное оборудование является условно выпущенным товаром.
В соответствии с п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными в том числе считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
<...>