Возврат и зачет переплаты по налогам, сборам (пошлинам) налоговыми органами |

Образование переплат по налогам, сборам (пошлинам) часто неизбежно связано с финансовой деятельностью субъекта предпринимательской деятельности. Причины этого могут быть самые разнообразные: использование налоговых вычетов в связи с экспортом продукции, технические ошибки, получение разнообразных льгот после уплаты налогов, излишнее взыскание платежей контролирующими органами и др. Соответственно, возникает вопрос о том, как с этими денежными средствами поступать: возвратить их на счета предприятия, использовать для уплаты платежей в будущем, зачесть на уплату иных налогов. Для того чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует понимать правовые основания для взимания того либо иного вида платежа.
Правовые основания для возврата. Если у предприятия на счетах, контролируемых налоговым органом, имеются суммы налогов, сборов (пошлин), превышающие те, которые подлежат уплате, организация вправе претендовать на их возврат. Однако до их возврата следует выяснить причины, которые привели к этой ситуации.
Если сумма налога имеет статус излишне уплаченной, то возврат регламентируется ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). К данной категории следует относить суммы налогов, переплата по которым образовалась у плательщиков в связи с добровольной излишней уплатой: например, в результате уплаты суммы налога в размере, превышающем размер, указанный в налоговой декларации, в результате повторной уплаты налога разными сотрудниками бухгалтерии за один и тот же налоговый период, в результате арифметических ошибок, допущенных в налоговой декларации, в результате завышения налоговой базы и т.д. Заметим, что основания для переплаты могут быть как объективными (ставка налогового сбора уменьшилась «задним» числом, использованы льготы по этому налогу в случае, когда основания для использования этих льгот появились после наступления срока его уплаты), так и субъективными (отсутствие должной организации взаимодействия между структурными подразделениями (отделом снабжения, сбыта, экологической службой) и службой бухгалтерского учета и контроля предприятия, «человеческий» фактор и т.д.). Поэтому каждый факт излишней уплаты того или иного налога следует анализировать, для того чтобы исключить подобное отвлечение финансовых средств предприятия. Указанный анализ должен быть неразрывно связан с проведением постоянного внутреннего мониторинга финансовой деятельности службой бухгалтерского учета и контроля предприятия.
Если сумма налога имеет статус излишне взысканной, то возврат регламентируется ст. 67 НК. Согласно п. 1 ст. 61 НК взысканием налога, пеней признается исполнение налогового обязательства, уплата пеней в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства и (или) другое имущество плательщика и (или) его дебиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. То есть если после составления акта должностными лицами инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС), фиксирующего факт нарушения законодательства, приведшего к неисполнению (неполному исполнению) обязанности по уплате налога, плательщиком был уплачен налог, то в этой ситуации нельзя говорить о взыскании. Соответственно, если в последующем факты, изложенные в акте, будут признаны не соответствующими действительности, то возврат платежа будет
осуществляться в порядке, установленном ст. 66 НК, а не в порядке, предусмотренном ст. 67 НК. Основанием для излишнего взыскания налога всегда является решение ИМНС, вынесенное по установленной форме.
В соответствии с п. 5 ст. 66 НК возврат излишне уплаченной суммы налога производится в белорусских рублях по заявлению плательщика при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.
Вопрос 1
Откуда организация-плательщик может получить информацию о том, что у нее имеется излишне уплаченная сумма налогов, сборов, пошлин?
Указанную информацию организация-плательщик может почерпнуть из:
• регистров бухгалтерского учета;
• результатов внутрихозяйственного (ведомственного) контроля или внутреннего аудита, проводимого в организации;
• результатов проведенного внешнего аудита;
• документов, составленных по результатам оказанных услуг налоговыми консультантами;
• информации об излишне взысканной сумме налога, предоставленной плательщику налоговым органом, в соответствии с п. 2 ст. 67 НК. Заметим, что у налоговых органов отсутствует обязанность информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных сумм налогов;
• из иных источников.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней, составленное по форме, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов» (далее — Постановление № 14), подается в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.
Процедура подачи документов в электронном виде в налоговые органы определена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.02.2012 № 7 «О представлении электронных документов в налоговые органы».
Вопрос 2
Организация излишне уплатила экологический налог в 2015 году. Что следует понимать под днем уплаты этого налога: дату поступления денег на счет, контролируемый ИМНС, дату составления платежного поручения или какую-либо другую дату?
В соответствии с п. 2.1 ст. 38 НК днем уплаты налога признается день выдачи банку платежной инструкции на перечисление налога, сбора (пошлины), пеней, в том числе посредством ее представления на бумажном носителе, направления в электронном виде с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, системы расчетов с использованием электронных денег при наличии на счете, в электронном кошельке средств, достаточных для исполнения банком такой платежной инструкции. При исполнении банком платежной инструкции, ранее не исполненной по причине отсутствия на счете, в электронном кошельке средств, достаточных для ее исполнения в полном объеме, — день исполнения банком такой платежной инструкции на перечисление сумм налога.
Вопрос 3
Необходимо ли заверять представленное в ИМНС в электронном виде заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, пошлины электронной цифровой подписью?
В соответствии с п. 4 ст. 27 НК для целей НК и иных актов налогового законодательства под представлением документов и (или) информации:
• в виде электронного документа — понимается представление документов и (или) информации, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи;
• в электронном виде — понимается представление документов и (или) информации, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи.
В ст. 66 и 67 НК говорится о представлении заявлений в письменной или электронной форме. При этом в примечании ** к форме заявления о зачете (возврате) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней говорится, что поле «Код инспекции МНС (управления (отдела) по работе с плательщиками)» заполняется при представлении заявления в виде электронного документа. Таким образом, заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога будет представляться в ИМНС в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью.
По результатам рассмотрения заявления ИМНС выносит решение о возврате либо об отказе в проведении возврата. Оно принимается не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления в письменной форме, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.
Вопрос 4
Имеет ли право налоговый орган отказать в возврате налога, если заявление будет представлено по форме, отличной от установленной Постановлением № 14?
Зачет, возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налогов является административной процедурой, указанной в п. 1.22 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон № 433-З) уполномоченный орган может отказать в принятии заявления заинтересованного лица, поданного
в письменной либо электронной форме, если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления.
Таким образом, налоговый орган вправе отказать в принятии заявления о зачете, возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, которое составлено не по форме, предусмотренной Постановлением № 14.
Налоговый орган сообщает плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Подобное сообщение возможно и путем направления информации в личный кабинет плательщика.
При нарушении срока вынесения решения о возврате сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины) возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (далее — Нацбанк), действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней, по день принятия такого решения. Заметим, что проценты не начисляются и не выплачиваются, если ИМНС забыт либо пропущен срок, определенный для сообщения плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении.
В аналогичном порядке производится и возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 67 НК). При этом излишне взысканная в результате незаконных решений налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц сумма налога, пеней возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы. Проценты на указанную сумму начисляются со дня взыскания по день принятия налоговым органом решения о возврате этой суммы. В данном случае проценты не начисляются в случае нарушения сроков принятия решения о возврате такой суммы. И это вполне объяснимо, так как проценты начисляются по день возврата суммы.
Однако плательщикам не всегда требуется обязательно возвратить излишне уплаченную или взысканную сумму налога. Иногда с точки зрения финансовых потоков выгоднее произвести зачет излишне уплаченного налога, например, в случаях, когда предприятию в ближайшем времени необходимо уплатить иные виды налогов либо у него образовалась задолженность. При проведении зачета предприятие может экономить на оплате комиссий банкам за проведение безналичных расчетов.
Напомним, что зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится в белорусских рублях:
налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы последовательно в счет уплаты: |
по заявлению плательщика, составленному по форме, установленной Постановлением № 14, в счет уплаты: |
· этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее дня, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему; · неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим налогам, сборам (пошлинам). Такой зачет производится в течение 3 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней |
· исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним; · исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. При этом такое заявление плательщик вправе подать при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета налога, пеней принимается не поздне 3 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней |
Однако не всегда налоговые органы имеют право зачитывать излишне уплаченные суммы налога, сбора (пошлины), пеней в счет неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим налогам, сборам (пошлинам). В частности, это невозможно сделать при банкротстве организаций.
Вопрос 5
Организация впервые уплачивала экологический сбор за хранение отходов производства, в связи с чем этот налог был уплачен в том числе и за временное хранение отходов в объеме, указанном в Инструкции по обращению с отходами производства, то есть до одной транспортной единицы. Как теперь возвратить излишне уплаченный экологический налог?
...
Подробнее читайте в статье.
<...>