Комментарий МНС к постановлению от 19.11.2020 № 17 |
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.11.2020 № 17 «Об изменении постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 сентября 2016 г. № 27 и от 3 ноября 2017 г. № 23»
|
|
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Об изменении постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 сентября 2016 г. № 27 и от 3 ноября 2017 г. № 23» (далее — постановление № 17) подготовлено в целях:
— приведения постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 сентября 2016 г. № 27 (далее — постановление № 27) в соответствие с изменениями, внесенными:
Законом Республики Беларусь от 13 мая 2020 г. № 14-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон № 14-З) в Закон Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон № 165-З);
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 № 618 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1249 «Об установлении общих требований к правилам внутреннего контроля» (далее — постановление № 1249);
— совершенствования требований, предъявляемых к правилам внутреннего контроля организаторов азартных игр с учетом полученного практического опыта при осуществлении контроля за организаторами азартных игр в части соблюдения ими законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее — сфера ПОД/ФТ), результатов проведенных в 2018 — 2019 гг. в Республике Беларусь национальной и международной оценок рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения (далее — риски, связанные с ОД/ФТ).
— определения требований к правилам внутреннего контроля, осуществляемого налоговыми консультантами;
— принятия иных мер по реализации Закона № 14-З в части корректировки норм постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 ноября 2017 г. № 23 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338».
1. Постановлением № 17 Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр, утвержденная постановлением № 27 (далее — Инструкция № 27), излагается в новой редакции. В частности, в новой редакции Инструкции № 27 предусмотрены:
расширение понятийного аппарата в части определения используемых по тексту Инструкции № 27 терминов (пункт 2 Инструкции № 27);
определение порядка утверждения руководителем организатора азартных игр правил внутреннего контроля (пункт 4 Инструкции № 27);
уточнение основных принципов организации системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в части участия работников организатора азартных игр в рамках их должностных обязанностей, в том числе в процессах верификации клиентов, обновлении (актуализации) данных о них; проведения оценки рисков, связанных с ОД/ФТ, в том числе до внедрения новых услуг, изменения существенных условий или способов оказания услуг, внедрения новых технологий для осуществления финансовых операций (пункт 6 Инструкции № 27);
определение основной задачи управления рисками, связанными с ОД/ФТ, которая заключается в классификации таких рисков по степеням (высокой и низкой) для концентрации внимания на клиентах, финансовых операциях, услугах, подверженных высокой степени риска, связанного с ОД/ФТ (пункт 8 Инструкции № 27);
классификация с учетом требований рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и на основании части второй пункта 3 приложения к постановлению № 1249 факторов риска, влияющих на повышение (понижение) степени риска, связанного с ОД/ФТ, в том числе риска работы с клиентом, по трем группам: тип (профиль) клиента и совокупность сведений о нем; географический регион места жительства (места нахождения), места осуществлениям клиентом деятельности, а также расширение перечня таких факторов (пункты 11 — 14 Инструкции № 27);
определение на основании частей второй, третьей и шестой статьи 5 Закона № 165-З, пункта 4 приложения к постановлению № 1249 требований, предъявляемых верификации клиентов игорных заведений, виртуальных игорных заведений и обновлению (актуализации) данных о них, а также идентификации и верификации участников финансовых операций, обновлению (актуализации) данных о них, проводимых на удаленной основе (пункты 17, 19 — 22 Инструкции № 27);
включение в анкету расширенной формы аналитического раздела в целях обеспечения систематизации и анализа информации, полученной в отношении высокорисковых клиентов (части четвертая и пятая пункта 18 Инструкции № 27);
расширение и уточнение перечня критериев выявления и признаков подозрительной финансовой операции (пункт 23 Инструкции № 27);
определение на основании пункта 9 приложения к постановлению № 1249 обязательных для использования организаторами азартных игр способов проверки сведений о клиентах и их бенефициарных владельцах с целью отнесения их к:
иностранным публичным должностным лицам, должностным лицам публичных международных организаций, лицам, занимающим должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членам их семей и приближенным к ним лицам (часть вторая пункта 20 Инструкции № 27);
лицам, причастным к террористической деятельности (части вторая и третья пункта 30 Инструкции № 27);
определение на основании части первой статьи 6 Закона № 165-З, пункта 4 приложения к постановлению № 1249 требований, предъявляемых к проведению оценки рисков, связанных с ОД/ФТ (пункты 44 — 48).
2. Согласно статье 1 Закона № 165-З налоговые консультанты отнесены к числу лиц, осуществляющих финансовые операции. Частью первой статьи 16 Закона № 165-З функции по контролю за налоговыми консультантами в части соблюдения ими законодательства в сфере ПОД/ФТ возложены на Министерство по налогам и сборам.
Учитывая изложенное, а также положения статьи 5 Закона № 165-З постановлением № 17 утверждена Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого налоговыми консультантами (далее — Инструкция).
Требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля, осуществляемого налоговыми консультантами, определены в Инструкции на основании Рекомендаций ФАТФ, Закона № 165-З, постановления № 1249, а также с учетом положений постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2016 г. № 735.
Так, в целях обеспечения построения налоговыми консультантами эффективной системы внутреннего контроля при осуществлении финансовых операций в Инструкции предусмотрены нормы:
регламентирующие порядок утверждения правил внутреннего контроля (пункт 4 Инструкции) и организации системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ (пункт 5 Инструкции);
определяющие основные принципы и цели организации системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ (пункты 6 и 7 Инструкции);
устанавливающие основные требования, предъявляемые к управлению рисками, связанными с ОД/ФТ, и порядок применения налоговыми консультантами мер внутреннего контроля с учетом выявленных рисков (пункты 8 — 16 Инструкции);
устанавливающие требования к идентификации и анкетированию клиентов, верификации и обновлению (актуализации) данных о них (пункты 17 — 21 Инструкции);
определяющие критерии выявления и признаков подозрительных финансовых операций (пункт 22 Инструкции);
устанавливающие требования, предъявляемые к фиксации финансовых операций, подлежащих особому контролю (пункты 25 — 28 Инструкции);
устанавливающие порядок применения мер, связанных с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций (пункты 29 — 35 Инструкции);
определяющие требования к порядку хранения и конфиденциальности информации, а также осуществления мониторинга финансовых операций участников финансовых операций (пункты 36 — 38 Инструкции);
устанавливающие требования к квалификации и подготовке ответственных лиц (пункты 42 и 43 Инструкции);
определяющие требования к проведению оценки рисков, связанных с ОД/ФТ) (пункты 44 — 48 Инструкции).
3. Для обеспечения наличия у налоговых консультантов знаний законодательства в сфере ПОД/ФТ, достижения более высокого уровня понимания рисков, связанных с ОД/ФТ, и повышения эффективности реализации на практике процедур управления такими рисками постановлением № 17 внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения квалификационного экзамена по проверке знаний у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам от 3 ноября 2017 г. № 23 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338», в части включения в вопросы и задания квалификационного экзамена по налоговому консультированию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц раздела, касающегося сферы ПОД/ФТ.
В соответствии с пунктом 2 постановления № 17 его нормы вступили в силу с 20.01.2021.
<...>