Налогообложение логистических услуг на территории СЭЗ |
Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» определено, что свободная экономическая зона - часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности, частью которого являются, в том числе, особенности налогообложения в СЭЗ.
Соответственно, учитывая указанный концептуальный принцип функционирования СЭЗ, особенности налогообложения в СЭЗ, установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – Кодекс), распространяются на деятельность резидентов СЭЗ, осуществляемую в пределах этих территориальных образований.
В этих целях абзацем вторым пункта 4 и абзацем третьим пункта 5 статьи 382 Кодекса определено, что для применения особенностей налогообложения в СЭЗ товары (работы, услуги) резидента СЭЗ должны быть произведены (выполнены, оказаны) им на территории СЭЗ, резидентом которой он является.
В свою очередь, особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории.
Подпунктом 2.30 пункта 2 статьи 13 Кодекса установлено, что услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности либо по ее завершении.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-логистика (Минтранс) «Отчет о логистической, транспортно-экспедиционной деятельности», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14.10.2015 № 144, логистические услуги - комплекс логистических операций, в результате выполнения которых происходят качественные изменения материального потока (перемещение и трансформация) в сфере товарообращения. Логистические услуги включают услуги в областях: закупочной (снабженческой) логистики, транспортной логистики, таможенной логистики, складской логистики, производственной (внутри- и межцеховой, корпоративной) логистики, сбытовой (распределительной) логистики, информационной логистики.
Таким образом, поскольку термин «логистические услуги» включает ряд отдельных услуг, соответственно каждая такая услуга рассматривается в значении, определенном подпунктом 2.30 пункта 2 статьи 13 Кодекса, и к ней в целях применения особенностей налогообложения в СЭЗ применяются вышеизложенные правила.
Помимо этого следует отметить, что подобные правила о деятельности субъектов в пределах определенных территориальных образований (зон, парков, средних, малых городских поселений, сельской местности) для целей их освобождения от налогов также предусмотрены иными законодательными актами и являются основополагающим критерием для такого освобождения.
В связи с этим, установление иного принципа действия особенностей налогообложения в СЭЗ будет не только противоречить законодательству, регламентирующему деятельность таких зон, но и повлечет установление таких же правил для других территорий, на которых действуют льготы по указанным налогам, что неприемлемо с позиции целей такого льготирования и необоснованных потерь бюджета.
<...>