Налоговики проверяют минских маршрутчиков |
Согласно статистике, которой располагает ГУ «Столичный транспорт и связь», на территории города в сфере перевозок пассажиров маршрутными такси сейчас задействовано 67 субъектов хозяйствования. 37 из них зарегистрировано в Минске и платят налоги в местную казну.
Налоговиков заинтересовали результаты финансово-хозяйственной деятельности некоторых перевозчиков.
В ходе всех без исключения проверок, проведенных управлением оперативных мероприятий ИМНС по г. Минску в данной сфере, выручка с одного автомобиля маршрутного такси в дни проведения проверок значительно возрастала (от 2 до 50 раз). Это, помимо высокого качества выбора объекта для проверок свидетельствует о том, что, по-прежнему, уровень сокрытия выручки достаточно высок.
В среднем во время рейдовых мероприятий реальная выручка перевозчиков была выше отчетной в 5−6 раз.
Факт сокрытия выручки влечет за собой неуплату (неполную уплату) в бюджет причитающихся к уплате сумм налогов.
— Тематический контроль в отношении субъектов хозяйствования, оказывающих городские автомобильные перевозки пассажиров маршрутными такси, начался в октябре 2017 года, — рассказали в управлении.
— Устанавливались субъекты хозяйствования, которые работают в данной сфере, осуществлялся сбор информации о количестве используемых транспортных средств, протяженности маршрутов и т.д. Проводился анализ финансово-хозяйственной деятельности. В результате были выявлены субъекты хозяйствования, с которыми требовалось провести профилактическую работу, подлежащие последующему контролю. Также специалисты ИМНС очертили круг перевозчиков, в отношении которых требовалось организовать внеплановые тематические оперативные проверки.
Каждому контрольному мероприятию предшествовала стадия сбора информации, ее анализа и оповещения плательщика о наличии негативных отклонений в результатах его финансово-хозяйственной деятельности. Рейды вскрыли серьезные нарушения.
Упрощенный алгоритм, позволяющий эффективно выявлять «злостных» нарушителей законодательства выглядит так.
Пример.
- Выручка составила – 72 439,50 рублей.
- Согласно сведениям ГУ «Столичный транспорт и связь» на маршруте услуги осуществляются на 5 автомобилях, длина маршрута составляет 21 км.
- Исходя из норм расхода горюче-смазочных материалов, расчетная стоимость горюче смазочных материалов, ровна 70 627,5 рублей (365 (дни)× 5 (автомобили)× 10л/100км (расход топлива автомобиля (кол-во рейсов × длину маршрута ÷ ко-во автомобилей)).
- С учетом фактически понесенных затрат:
- сумма налога – 3 621,98 рублей;
- фонд заработной платы – 40 389,91 рублей;
- сумма подоходного налога с физических лиц – 3 053,90 рублей;
- другие затраты (ремонт, и др.) – 4 780,03 рублей;
- расчётный размер уплаченных страховых взносов с фонда оплаты труда – 14 136,4 рублей.
- Итого затрат 136 609,7 рублей.
Т.е. расчётное превышение расходов над доходами – 64 170,22 рублей (72439,50-136609,7). При ставке налога 5%, сумма неуплаченных в бюджет налогов составляет 3208,5 рублей.
Вывод: если в отчетной информации предпринимателя указано, что его выручка составила 72 439 рублей, а после подсчета произведенных затрат (на уплату налогов, приобретение топлива, зарплату работников и т.д.) становится очевидным, что он сработал себе в убыток (потратил на все про все 136 609 рублей), то возникает вопрос: почему человек остается в бизнесе и из месяца в месяц несет такие существенные финансовые потери?
Такие ситуации и послужили поводом для проведения ряда внеплановых оперативных проверок.
Чтобы донести до маршрутчиков свою точку зрения, а также услышать доводы перевозчиков, в городской налоговой организовали специальную встречу с представителями таких фирм. Во время круглого стола руководителям субъектов хозяйствования разъяснили: факт сокрытия выручки влечет за собой неуплату в бюджет причитающихся налогов.
Со своей стороны представители юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров, обозначили следующие проблемные вопросы:
- имеют место многочисленные случаи значительных расхождений между количеством переданных заказов, сформированных и отраженных в «СККО» платежных документов, а так же отсутствие связи с «СКНО».
На что представители инспекции МНС по г. Минску разъяснили, что в случае возникновения вышеуказанных ситуаций необходимо письменно обратиться в центр технического обслуживания кассового оборудования или к специалистам РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» для выяснения и устранения причин некорректной работы.
- Несмотря на указания со стороны руководства работать «по закону», по вине работников имеют место факты нарушений.
«При принятии мер организационно-распорядительного характера (наличие должностной инструкции с четким указанием на обязанность работника соблюдать требования законодательства) меры ответственности будут применяться к фактически виновному лицу. Т.е. точечно и в строгом соответствии с законодательством», – пояснили сотрудники инспекции.
- Выразили готовность принять помощь пассажиров в вопросах контроля за работой водителей. Звучали предложения распространять социальную рекламу, призывающую требовать выдачи чека (проездного документа), поскольку «не требуя чека, пассажиры стимулируют водителя на нарушение, а как вариант и на воровство денежных средств».
Стороны договорились разработать параметры реализации данного предложения. Например: памятка для пассажиров с предложением сообщать руководству о недостатках работы водителя, с указанием контактного телефона, может быть самостоятельно изготовлена и размещена в салонах автомобилей. Предложения об изготовлении налоговыми органами социальной рекламы и ее размещение в транспортных средствах будут также рассмотрены в ближайшее время.
- Выразили пожелание, чтобы контролирующие органы проводили проверки и привлекали к административной ответственности пассажиров за безбилетный проезд (статья 18.30 КоАП РБ).
«Данное предложение целесообразно, однако контроль в данной сфере вне компетенции налоговых органов», - отметили должностные лица налоговых органов.
В заключение участникам рабочей встречи доведено, что они в добровольном порядке могут принять меры по приведению в соответствие показателей выручки и фактически понесённых затрат в срок до 01.10.2018 года, а также в дальнейшем принять меры по недопущению нарушений порядка приёма наличных денежных средств при оказании услуг и приведению показателей в их финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с фактическим объемом выручки, получаемой от оказания услуг по перевозке. В противном случае, при наличии у инспекции информации о занижении налогооблагаемой базы к субъектам хозяйствования могут быть применены меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством.
<...>