Нацбанк разъяснил о действиях признаваемых недобросовестными практиками

Нацбанк разъяснил о действиях признаваемых недобросовестными практиками |

Количество просмотров: 86
Автор Национальный банк, Национальный банк, банковские услуги, банковские услуги, практика практика
Нацбанк разъяснил о действиях признаваемых недобросовестными практиками

В целях обеспечения прозрачности условий оказания физическим лицам банковских услуг, повышения их качества, а также обеспечения информационной открытости рынка банковских услуг Национальный банк рекомендует банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (далее – банки) при осуществлении операций по кредитованию и привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты) не допускать совершения действий (бездействия), признаваемых недобросовестными практиками.

В соответствии с письмом Нацбанка от 05.07.19 г. № 04-16/621 к недобросовестным практикам банков относятся: представление потребителям информации, которая прямо или косвенно, в том числе посредством замалчивания, двусмысленности или преувеличения, может ввести их в заблуждение; распространение недостоверной, ложной или неполной информации; непредставление либо несвоевременное представление информации, необходимой для принятия клиентом обдуманного решения по сделке; представление либо непредставление информации, которая приводит или может привести потребителя к принятию решения по сделке, которое он бы не принял при других обычных обстоятельствах, и (или) к искажению экономических интересов потребителей; включение в договоры условий, ограничивающих свободу выбора клиента.

В качестве примеров недобросовестных практик банков при осуществлении операций по кредитованию и привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты) можно отметить следующее: 

  • условия кредитного договора не позволяют гражданам самостоятельно рассчитать размер ежемесячного платежа по кредитному договору; 

  • кредитный договор не содержит информации о том, что уплата минимальных платежей не позволяет погасить всю задолженность по кредитному договору до указанного в договоре срока. 

При этом условиями кредитного договора предусмотрено автоматическое продление кредитного договора; представление потребителям не соответствующих действительности пояснений о причинах отказа в предоставлении кредита, в том числе со ссылкой на несуществующий перечень лиц, в отношении которых установлен запрет на предоставление кредита, который якобы ведется Национальным банком; предоставление потребителям сопутствующих продуктов (кредитные карты, карты рассрочки, SMS-оповещение и прочее) путем их навязывания без должного разъяснения условий кредитных договоров; использование при доведении до потребителей информации об условиях привлечения денежных средств во вклады (депозиты), в том числе в рекламе банковских вкладов (депозитов), иных, чем размер процентов (годовая процентная ставка), выражений доходности (эффективная, базовая, номинальная и иные ставки); включение в кредитные договоры условий, устанавливающих значительные ограничения для кредитополучателей в период действия договора (запрет на открытие текущих (расчетных) банковских счетов, оформление кредитов и получение иных банковских услуг в других банках без письменного согласия банка-кредитодателя). 

С учетом изложенного отмечаем, что совершение банками вышеперечисленных действий (бездействия) будет признаваться недобросовестными практиками. Перечень примеров недобросовестных практик банков будет размещаться на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет и актуализироваться по мере их выявления. Для исключения и недопущения недобросовестных практик банков, недобросовестных условий кредитных договоров, договоров банковского вклада (депозита), заключенных с физическими лицами, считаем необходимым рекомендовать: 

  • представлять для ознакомления физическим лицам в центрах банковских услуг банков и торговых объектах, осуществляющих продажу 3 товаров с использованием банковского кредита, проекты кредитных и иных договоров, в том числе договоров страхования, текущего (расчетного) банковского счета, если их заключение осуществляется вместе с заключением кредитного договора, договора банковского вклада (депозита); 

  • приводить названия кредитов, банковских вкладов (депозитов) в соответствие с условиями заключаемых договоров (в том числе в названии банковского вклада (депозита) отражать вид договора банковского вклада (депозита); 

  • включать в условия кредитных договоров не более одного вида штрафных санкций (без учета процентов за пользование кредитом в повышенном размере) за один факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) кредитополучателем условий кредитного договора; 

  • не включать в кредитные договоры условия, предоставляющие сотрудникам банков право вести с лицами, не являющимися кредитополучателями, в том числе с родственниками кредитополучателей, переговоры по вопросам погашения задолженности по кредитным договорам, образовавшейся в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) кредитополучателем обязательств по кредитному договору; 

  • до заключения договоров разъяснять физическим лицам последствия и порядок досрочного возврата (погашения) кредита, расторжения заключенных с банком кредитных договоров и договоров банковского вклада (депозита); 

  • регламентировать в договорах банковского вклада (депозита) порядок начисления процентов по вкладу (депозиту) при размещении банковского вклада (депозита) в дни, приходящиеся на государственные праздники, праздничные, выходные дни, а также четко определять в договорах дни, устанавливаемые банком в качестве выходных, и (или) указывать, где данную информацию можно получить; 

  • в случае, если условиями договора банковского вклада (депозита) предусмотрено открытие текущего (расчетного) банковского счета, осуществлять его открытие и зачисление на него суммы вклада (депозита) и (или) процентов по нему без взимания вознаграждения (платы); 

  • исключить практику выплаты процентов (включая бонусные и иные выплаты, выдачу подарочных сертификатов) по вкладам (депозитам) до истечения предусмотренного договором банковского вклада (депозита) периода (периодов) нахождения денежных средств в банке, а также информирование вкладчиков о возможности такой выплаты, в том числе посредством соответствующей рекламы; 

  • до заключения договора банковского вклада (депозита) представить клиенту – физическому лицу Информацию об условиях привлечения денежных средств во вклад (депозит) по форме согласно приложению в 4 письменной форме (на бумажном носителе или в виде электронного документа, документа в электронном виде, в том числе посредством использования систем дистанционного банковского обслуживания). 

При оформлении договоров банковского вклада (депозита), а также Информации об условиях привлечения денежных средств во вклад (депозит) рекомендуем использовать шрифт Times New Roman размером не менее 12 пунктов; исключить практику использования в кредитных договорах, договорах банковского вклада (депозита) сложных смысловых конструкций, в том числе содержащих многочисленные ссылки на пункты заключаемого договора, локальные правовые акты банка, а также иные источники информации, размещенные на сайте банка; при определении в кредитных договорах, договорах банковского вклада (депозита) размера процентов исходя из расчетной величины, привязанной к базовому показателю, в порядке, согласованном сторонами при заключении соответствующего договора (переменная процентная ставка), указывать ее размер в числовом выражении на дату заключения договора; доступно, аргументированно и компетентно объяснять заявителям – физическим лицам причины принятия отрицательного решения о предоставлении кредита. 

Изложенные подходы к определению недобросовестных практик банков и рекомендации банкам об их исключении одобрены на заседании Правления Национального банка Республики Беларусь (протокол от 19 июня 2019 г. № 28/П). 

Настоящим письмом информируем о неприменении в работе письма Национального банка от 7 марта 2017 г. № 04-16/239.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ
Регистрация
Поделиться в соцсетях:








Свежие статьи на портале

1. Как, при выкупе арендуемого более 3-х лет госимущества определить его стоимость? |

Как и кем определяется стоимость арендуемого более 3-х лет государственного имущества при его выкупе в случае, если арендатор произвел за счет собственных средств его улучшения, неотделимые без вреда для такого имущества?

3. Деловое сообщество настаивает на пересмотре норм постановления КГК № 3 |

Деловое сообщество просит Комитет государственного контроля и Совет министров внести изменения и дополнения в  Инструкцию о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, чтобы исключить необоснованные требования к субъектам хозяйствования. Генеральной прокуратуре и Минюсту предложено провести экспертизу постановления № 3 и потребовать привести новую Инструкцию КГК в соответствие с нормами Налогового кодекса и Конституции Республики Беларусь.

5. Можно ли выплачивать премию если у фирмы убытки? |

Можно ли выплачивать премии руководителям организаций при росте убытков от реализации продукции, товаров (работ, услуг), наличии задолженности по выплате заработной платы и оплате энергоресурсов?

6. Уплата налога на доходы из средств организации без штрафа |

В связи со вступлением в силу новой редакции НК, поступающими вопросами по применению главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Министерство по налогам и сборам письмом 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило порядок применения мер ответственности в случае уплаты налога на доходы за счет средств налогового агента. а также порядок зачета налога на доходы.

7. Порядок учета курсовых разниц при исчислении налога на прибыль резидентом "Великого камня" |

Организация - резидент Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) осуществляет деятельность по производству товаров, как на территории индустриального парка, так и за пределами его территории. Какой порядок учета курсовых разниц для целей исчисления налога на прибыль?

8. Изменилась форма 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению» |

С 14 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 8 мая 2014 г. № 40 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению».

9. Изменены формы контрольных списков вопросов (чек-листов) |

С 01.08.2019 формы контрольных списков вопросов (чек-листов) в соответствии с приказом МНС от 25.07.2019 № 79 «Об изменении приказа Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 32» претерпели изменения и содержат перечень актуальных требований нормативных правовых актов, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

12. Формируется план выборочных проверок на 2020 год |

В настоящее время налоговые органы приступили к формированию планов выборочных проверок на первое полугодие 2020 года. Отбор объектов для проведения выборочных проверок основан на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства.

13. Что изменяется в Трудовом кодексе? |

Начиная со следующего года, мы начнем работать по измененному трудовому законодательству. Правкам подверглись более 200 статей Трудового кодекса Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты подготовило подробные комментарии ожидаемых изменений. Что именно изменится?

14. Скорректирован перечень документов, предъявляемых ИП контролирующим органам |

С 10 августа 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь 5 августа 2019 г. № 515 внесены изменения в перечень документов, представляемых контролирующим (надзорным) органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2005 № 415.

15. В МНС разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа о лжепредпринимательстве |

В Министерстве по налогам и сборам разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

16. С 7 августа изменения в форме статотчетности 1-т (кадры) |

С 7 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 13.06.2016 № 63 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» и указаний по ее заполнению».

17. Новое в арендных отношениях |

С 1 января 2020 г., в соответствии с изменениями внесенными в п. 2.13 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150,
ссудодатели будут  самостоятельно нести расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества, переданного ими в безвозмездное пользование, с включением сумм таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, или в состав внереализационных расходов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.

18. Сертификат соответствия при ввозе товара из Европы |

Если ввозить продукцию из Европы и на нее есть сертификат европейский EN, нужно ли тогда дополнительно подтверждать соответствие в Беларуси и проводить повторную сертификацию для дальнейшей продажи данной продукции. Или возможно у нас признаются европейские сертификаты?

19. Льгота по подоходному при продаже физлицом автомобиля |

Физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, продало в течение календарного года один легковой автомобиль. Ранее этот автомобиль использовался в предпринимательской деятельности (физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП, топливо для автомобиля приобреталось за счет средств ИП и списывалось на затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности). Облагается ли полученный доход подоходным налогом?

20. Ошибки, допускаемые при перечислении части прибыли по Указу № 637 |

Общества с долей государства более 50% в уставном фонде в соответствии с законодательством обязаны часть прибыли (дохода) перечислять в бюджет. Когда по окончании финансового года хозяйственные общества подводят итоги своей деятельности, особую актуальность приобретает вопрос распределения прибыли и выплаты дивидендов. Как показали контрольно-аналитические мероприятия, не все субъекты хозяйствования соблюдают эти требования.

21. Новый сервис: проверка белорусского сертификата резидентства/certificate of residence |

Белорусские организации и физические лица  имеют возможность в электронном виде обращаться в налоговый орган и получать (через АРМ «Плательщик») справки (сертификаты), подтверждающие их налоговое резидентство для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Как проверить электронный сертификат налогового резидентства, выданный в Республике Беларусь?

23. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на август 2019 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на август 2019 года