Памятка об электронных накладных при обороте маркированных товаров |
С 8 июля 2021 г. вступили в силу изменения от 06.01.2021 к Указу Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров» (далее – Указ № 243), предусматривающие в том числе введение механизма маркировки товаров средствами идентификации.
Маркировке средствами идентификации подлежат:
- молочные продукты (с 08.07.2021, 01.09.2021, 01.12.2021 в зависимости от вида);
- обувь (с 01.11.2021);
- шины и покрышки пневматические резиновые новые (с 01.12.2021);
- отдельные товары легкой промышленности (с 01.03.2022).
Полный перечень установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом № 243, предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее – электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Под оборотом товаров понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля ( пункт 10 Приложения 3 к Указу № 243).
Требование об обязательном использовании электронных накладных при обороте товаров с незащищенным средством идентификации распространяется на всех субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение и (или) реализацию товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
За отсутствие в обязательных случаях электронных накладных установлена административная ответственность: штраф в размере 50% от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (статья 13.12 «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
С учетом разъяснений МНС до 1 сентября 2022 г. эта ответственность применяться не будет. Вместе с тем принимать исчерпывающие меры по переходу к использованию электронных накладных организации по-прежнему должны - мораторий на применение ответственности не освобождает их от этой обязанности (письмо МНС от 15.07.2021 N 8-2-10/04440).
Для участия в электронном документообороте в части электронных накладных участникам необходимо:
- получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения - Global Location Number (GLN)), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси;
- получить электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП) для лица (лиц), осуществляющего(их) приемку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия).
Справочно. Получить ключ ЭЦП и атрибутный сертификат можно в двух организациях: РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (РУП ИИЦ) и Республиканском удостоверяющем центре Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (РУЦ ГосСУОК).
- определить оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор.
Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО "Современные технологии торговли", ООО "Электронные документы и накладные", ООО "Информационные производственные архитектуры", РУП "Издательство "Белбланкавыд", РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" и ООО "Бидмартс".
-по результатам проведенных консультаций с выбранным EDI-провайдером подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием с информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости).