К малому бизнесу в нашей стране отношение меняется иногда очень кардинально.
Многие помнят выражение про пожатие руки последнему предпринимателю. Также были времена, когда объявляли недели предпринимательства и принимались указы по развитию предпринимательства.
Если смотреть статистику налоговой по поступлениям денег от малого и среднего бизнеса в бюджет, то видно, никакого кардинального изменения не произошло. Вот данные за 2013 год:
Сравните их с данными за 2020 год:
За 7 лет рост на 6% нельзя назвать словами "значительное развитие частного бизнеса в Беларуси". И это мы смотрим налоговые поступления.
Если смотреть отчет Белстата по валовому внутреннему продукту, то там вообще зафиксирован не рост, а падение:
То есть налогов малый и средний бизнес начал платить больше, а производить стал меньше. Такое вот развитие.
В данный момент малый бизнес хотят привлечь для импортозамещения поставок на крупные государственные предприятия:
С чем это связано, не очень понятно. То ли малый бизнес уже достиг того доверия у властей, что можно дать "частникам" заработать на таких поставках. То ли это вариант защиты от экономических санкций, которые в первую очередь коснулись государственного сектора.
Кстати, сейчас Нацбанк планирует изменить законодательно закрепленные критерии, по которым предприятие относится к сегменту МСП (малые и средние предприятия):
Банковский регулятор предлагает закрепить в законе такое определение малого предпринимательства: "... «К субъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, и объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превышает устанавливаемые Советом Министров Республики Беларусь предельные значения (либо объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год составляет не более _____ белорусских рублей (или кратный размер иного показателя);
микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно и объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превышает устанавливаемые Советом Министров Республики Беларусь предельные значения (либо объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год составляет не более _____ белорусских рублей (или кратный размер иного показателя);
малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно и объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превышает устанавливаемые Советом Министров Республики Беларусь предельные значения (либо объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год составляет не более _____ белорусских рублей (или кратный размер иного показателя)..."
По средним предприятиям вот такое предложение:
"...К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно и объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превышает устанавливаемые Советом Министров Республики Беларусь предельные значения (либо объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год составляет не более _____ белорусских рублей (или кратный размер иного показателя)».
То есть мы видим, что количество сотрудников закреплено, а вот выручку Совет Министров может менять в любое время.
Как это изменение отразится на работе малого и среднего бизнеса в нашей стране, мы не знаем, но, скорее всего, никакого кардинального изменения не произойдет.
Застрахованные лица, занятые на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, формируют профессиональный стаж при условии уплаты их работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В случае выбора ежемесячной доплаты к заработной плате работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. В целях повышения материального обеспечения работника по достижении общеустановленного пенсионного возраста часть полученных денежных средств в виде доплаты к заработной плате может быть направлена им для участия в новом виде страхования – добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии (вводится с 1 октября 2022 года).
За работников, занятых в особых условиях труда и подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работодатели уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование, из сумм которых, а также доходов от их размещения формируются пенсионные сбережения. Законом о ППС предусмотрено 2 вида профессиональных пенсий: досрочная и дополнительная.
Правительство продлило срок действия документов об оценке соответствия техрегламентам на год. Это касается документов. срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Форма расчета установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (ред. от 19.04.2022 № 16).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 25 установлен бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2022 г. в расчете на один месяц.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь при выплате заработной платы работнику наниматель является налоговым агентом и обязан с суммы выплаченного дохода удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 13%.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговыми органами систематически выявляются случаи выплаты заработной платы «в конвертах».
Постановлением Государственного таможенного комитета от 13 апреля 2022 г. № 18 внесены изменения в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О статистическом декларировании товаров».
Трудовое законодательство Республики Беларусь допускает выполнение работниками компании работы дистанционно и не содержит ограничений на ее выполнение на территории иностранного государства. Иными словами, работник сам выбирает место работы, это его право. Вместе с тем, принимая такое решение надо быть внимательным к статусу налогового резидента и налогам. Что означает статус налоговый резидент, как работает законодательство и что важно знать, чтобы не стать нарушителем?
Резиденты «Парка высоких технологий» (ПВТ) заплатили за январь-март текущего года 230 миллионов рублей налогов. Это в 1,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года.