В Беларуси отменен минимальный потребительский бюджет |
15 ноября вступил в силу Закон «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы». Одно из главных новшеств — в стране отменен минимальный потребительский бюджет (МПБ). Таким образом, с сегодняшнего дня в Беларуси действует только один социальный норматив — бюджет прожиточного минимума (БПМ).
Зачем отменили БПМ и как это отразится на гражданах, рассчитывающих на государственную поддержку, агентству «Белта» рассказала начальник управления комплексного анализа Министерства труда и социальной защиты Ольга Чемерко.
По словам специалиста, два социальных норматива дублировали друг друга и создавали определенные трудности при оценке материального положения белорусов. При этом более широко применялся бюджет прожиточного минимума. Именно к нему привязаны размеры некоторых пенсий, пособий и других социальных выплат в сфере социальной помощи малообеспеченным гражданам. А вот минимальный потребительский бюджет применялся еще более «специализированно». Например, МПБ использовался, когда речь шла о получении субсидий и льготных кредитов на строительство жилья, для установления размера месячной минимальной зарплаты. Также норматив применяли в вопросах, связанных с зарплатами сотрудников аппарата управления юридических лиц, которые не обеспечивали своевременного погашения кредитов.
С сегодняшнего дня, 15 ноября, при определении размера «минималки» будут использовать минимальный порог 30 % от прогноза по средней зарплате в стране. Поскольку область использования МПБ сократилась, было принято решение перейти к единому нормативу для определения социальных выплат. Таковым стал БПМ, — отметила представитель Минтруда.
Как отмена МПБ повлияет на кредиты?
Для сохранения нынешнего порядка оказания белорусам государственной поддержки скорректировали законодательство. Критерии, установленные от величины МПБ, определены соразмерно от БПМ с учетом социально-демографических групп, — проинформировала Ольга Чемерко.
В частности, установили новый параметр для определения права на льготные кредиты для капремонта и реконструкции жилых помещений. Речь о белорусах, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах, население которых не превышает 20 000 человек. Это же касается членов их семей. Если ранее критерий составлял двукратный размер от среднемесячного среднедушевого МПБ семьи из четырех человек, то теперь — трехкратный размер среднемесячного БПМ (для трудоспособных граждан).
По новым правилам этот размер исчисляется за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения этих граждан в списки на получение льготных кредитов, — пояснила начальник управления.
Как отмена МПБ повлияет на зарплаты?
Изменение коснулось и упомянутых выше работников аппарата управления юридических лиц, которые не обеспечили своевременный возврат кредита. Теперь банки имеют право ограничивать их в размере зарплат.
Скорректирован и критерий включения белорусов в категорию «малоимущие» для получения права на государственную поддержку при строительстве жилья. Трехкратный среднемесячный среднедушевой МПБ семьи из четырех человек заменили на пятикратный БПМ в среднем на душу населения.
Как отмена МПБ повлияет на выдачу субсидий?
Изменен и критерий стоимости транспортных средств, которые включаются в состав имущества гражданина и членов его семьи для решения вопроса о предоставлении права на господдержку при покупке жилья или права на жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда. Если ранее применялся 35-кратный МПБ семьи из четырех человек, то теперь — 56-кратный БПМ в среднем на душу населения.
Также изменен критерий исчисления дохода для определения размера базовой доли одноразовой субсидии на строительство или приобретение жилья. Было: среднемесячный среднедушевой МПБ семьи из четырех человек. Стало: БПМ в среднем на душу населения.
Обновился и критерий стоимости транспортных средств, подлежащих включению в состав имущества гражданина и членов его семьи для определения права: на предоставление жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда; на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья. Теперь применяется 56-кратный БПМ в среднем на душу населения вместо 35-кратного МПБ семьи из четырех человек.
Наконец, изменился критерий исчисления дохода для определения размера базовой доли одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. Он корректируется на БПМ в среднем на душу населения вместо среднемесячного среднедушевого МПБ семьи из четырех человек (соразмерно их абсолютным величинам).
"В "рублевом исчислении" все вышеназванные критерии меняются насколько это возможно соразмерно. Причем, понимая, что кратность полностью обеспечить не получится, государство пошло навстречу гражданам и даже улучшило условия для получения поддержки. То есть предусмотренная корректировка не ухудшит положения тех, на кого эти нормы распространялись, а в некоторых случаях даже улучшит", — обратила внимание Ольга Чемерко.
К примеру, ограниченная банком зарплата руководителя-должника на 1 октября текущего года составляла Br583,04, а по новой норме ее размер составил бы уже Br630,08. (Подсчеты, приведенные на 1 октября, отличаются от тех, которые были бы на 1 ноября — дату изменения размеров БПМ и МПБ. — Прим. БЕЛТА).
Что касается первого критерия (по Указу № 75), который при расчетах ЖКХ на 1 октября вырос с Br868,17 до Br888,72, то даже незначительное повышение планки дало шанс большему числу семей в малых населенных пунктах претендовать на льготный кредит при капремонте жилья и строительстве хозяйственных помещений.