Налогообложение и учет затрат на медицинские аптечки |

Одним из аспектов, касающихся охраны труда, является обязанность нанимателя запастись медицинскими аптечками, поэтому в организации возникают затраты, связанные с оснащением производственных участков и транспортных средств аптечками первой медицинской помощи.
Рассмотрим, как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете.
Нормативное правовое регулирование
При организации труда работников наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, отвечающие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими, требования по охране труда, а если таковые нормативными правовыми актами, в том числе техническими, не предусматриваются, принимать меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности. Охрана труда гарантируется ст. 45 Конституции Республики Беларусь (п. 5 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» производственные и иные участки оснащаются аптечками первой помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Наличие медицинской аптечки обязательно в автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесном тракторе, самоходной машине. В противном случае участие этих транспортных средств в дорожном движении запрещается (ч. 1 п. 44 перечня неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении, являющегося приложением 4 к Правилам дорожного движения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551) (далее — Перечень № 551).
Специальной медицинской аптечкой должно комплектоваться каждое транспортное средство, перевозящее сжиженные углеводородные газы (п. 6.7 Руководящего документа 0902.03.20-99 «Перевозка газов углеводородных сжиженных топливных автомобильным транспортом на территории Республики Беларусь», приведенного в письме Белорусского концерна по топливу и газификации от 01.02.1999).
Следовательно, наниматель обязан обеспечивать наличие:
· аптечки первой медицинской помощи универсальной с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения универсальных непосредственно на производственных и иных участках;
· медицинской аптечки — для оснащения транспортных средств организации.
Далее для удобства будем использовать единый термин «аптечка».
Местоположение и количество аптечек на предприятиях и в организациях
В производственных помещениях и гардеробных производственного объекта должны находиться аптечки, укомплектованные в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации» (далее — Постановление № 80) (п. 114 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85).
Ниже приведены требования нормативных правовых актов (далее — НПА) по наличию таких аптечек в отделах и цехах:
Таблица 1
Требование |
НПА |
Аптечками должны быть оснащены производственные и иные структурные подразделения организации
Аптечками должны быть оснащены тамбуры технологических цехов, бытовые, складские помещения |
пункт 77 Правил по охране труда, утвержденных
постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53
пункт 23 Межотраслевых правил по охране труда при производстве плодоовощных консервов, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.03.2009 № 45 |
Аптечка должна находиться в каждом цехе, а также гардеробных |
пункт 129 Межотраслевых правил по охране труда при производстве растительных масел методом прессования и экстракции, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.09.2009 № 115 |
Аптечка должна быть в местах хранения (на складах, площадках) |
пункт 735 Межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2008 № 86 |
Укомплектованная аптечка должна быть в каждой лаборатории |
пункт 419 Межотраслевых правил по охране труда при производстве солода, пива и безалкогольных напитков, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.11.2007 № 143 |
При выполнении работ с использованием агрохимикатов площадки для отдыха и приема пищи должны оснащаться аптечкой |
пункт 332 Правил по охране труда при производстве и послеуборочной обработке продукции растениеводства, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15.04.2008 № 36 |
Аптечки должны находиться в тамбурах технологических помещений и бытовых помещениях |
пункт 21 Межотраслевых правил по охране труда в кондитерском производстве, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2006 № 164 |
Таким образом:
· количество аптечек первой медицинской помощи универсальных с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения универсальных должно отвечать требованиям, приведенным в таблице 1;
· количество медицинских аптечек (для автотранспорта) в организации должно равняться количеству автомобильных транспортных средств (абз. 2 ч. 1 п. 44 Перечня № 551).
Приобретение аптечки и передача ее в эксплуатацию
Как правило, аптечка приобретается в упаковке и комплектности производителя. Приобретенные аптечки для целей бухгалтерского учета, по мнению автора, можно отнести к отдельным предметам в составе средств в обороте. Общий порядок учета таких предметов регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133), и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50).
Приобретенная аптечка отражается в бухгалтерском учете по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» как единый объект, то есть без деления по включенным в нее по перечню вложениям (п. 16, 47 Инструкции № 50).
Предъявленный налог на добавленную стоимость (далее — НДС) отражается по дебету сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту сч. 60 (абз. 4 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41 (далее — Инструкция № 41), п. 21 Инструкции № 50).
Такой НДС может:
· приниматься к вычету;
· относиться на увеличение стоимости аптечки.
Суммы НДС, подлежащие вычету по законодательству, отражаются по дебету сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту сч. 18 (п. 4 Инструкции № 41, п. 53 Инструкции № 50).
При передаче аптечек со склада в пользование их стоимость переносится на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в соответствии с учетной политикой. При этом организуется аналитический учет по местам хранения (использования) аптечек и материально ответственным лицам. Такие затраты учитываются в составе расходов на охрану труда работников. В бухгалтерском учете подобные расходы относятся к условно-постоянным косвенным общепроизводственным затратам (сч. 25 «Общепроизводственные затраты») (абз. 5 п. 107 Инструкции № 133; ч. 20 п. 16, ч. 1 и 2 п. 27 Инструкции № 50).
Как видим, для целей бухгалтерского учета предусмотрено погашение стоимости аптечек в соответствии с учетной политикой. Если организация принимает решение погашать стоимость в размере 100 % всей укомплектованной аптечки при ее передаче в эксплуатацию, то после передачи учет вложенных в нее лекарственных средств целесообразно вести в количественном выражении. Это позволит контролировать и наличие упаковки лекарств, и их комплектность.
При исчислении налога на прибыль стоимость списанных лекарств, поименованных в перечнях, включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в качестве затрат на охрану труда (п. 1 ст. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Получение и передача в пользование аптечек отражаются в бухгалтерском учете организации следующим образом (п. 16, 21, 26, 27, 28, 35, 47, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50):
Таблица 2
№ п/п |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
Внесена предоплата за аптечки |
60 |
51 |
2 |
Получены аптечки на основании сопроводительных документов без учета «входного» НДС |
10 |
60 |
3 |
Отражена сумма «входного» НДС |
18 |
60 |
4 |
Отражен вычет суммы «входного» НДС |
68-2 |
18 |
5 |
Аптечки переданы (выданы) в места пользования |
10 |
10 |
6 |
Стоимость аптечек списана при их передаче на участки (в зависимости от вида деятельности организации и участков, которые ими оснащаются) в соответствии с Положением об учетной политике организации |
23, 25, 26, 44 и др. |
10 |
Учет расходования лекарств и изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки
При передаче аптечек в эксплуатацию получившие их материально ответственные лица ведут количественный учет всех вложенных медикаментов, чтобы контролировать их наличие и срок годности. Приказом руководителя можно назначить единого ответственного за соблюдение сроков хранения лекарств и комплектность аптечек.
При использовании находящихся в аптечке лекарственных средств, а также в связи с истечением срока их годности составляют акты на списание медикаментов. Обычно это делает комиссия, в состав которой могут входить работник, ответственный за комплектность аптечек, специалист по технике безопасности (либо лицо, на которое возложены такие функции), работник бухгалтерской службы, ответственный за учет лекарств.
Указанные акты являются основанием для пополнения вложений в аптечку.
Приобретение лекарственных средств для комплектации аптечки
В ряде случаев организация приобретает необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения для пополнения израсходованных запасов, в том числе по причинам списания, как указывалось выше.
К лекарственным средствам относятся собственно лекарства (анальгин, валидол, парацетамол и т.п.), а к изделиям медицинского назначения — средства, непосредственно используемые при оказании медицинской помощи (ножницы, пинцет, стаканчик для приема лекарств и т.п.).
Приобретаются лекарства через аптечную сеть.
Согласно п. 2 Постановления № 80:
· аптечки первой помощи комплектуются их производителями либо комплектуются и (или) пополняются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами самостоятельно по перечням вложений согласно приложениям 2–6 к Постановлению № 80;
· аптечки скорой медицинской помощи комплектуются и (или) пополняются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую или фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Беларуси, с учетом видов и объемов оказываемой скорой медицинской помощи по перечням вложений согласно приложениям 7–9 к Постановлению № 80. Комплектация и (или) пополнение таких аптечек производятся медицинскими или фармацевтическими работниками;
· при комплектации и (или) пополнении аптечек первой помощи и аптечек скорой медицинской помощи могут использоваться дополнительные вложения по перечням вложений согласно приложениям 5, 6, 9 к Постановлению № 80 в порядке, установленном в п. 2.1, 2.2 Постановления № 80.
В бухгалтерском учете приобретенные лекарства приходуются следующим образом (п. 16, 21, 40, 47, ч. 4 п. 53 Инструкции № 50):
Таблица 3
№ п/п |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
Внесена предоплата за лекарства |
60 |
51 |
2 |
Получены лекарства на основании сопроводительных документов без учета «входного» НДС |
10 |
60 |
3 |
Отражена сумма «входного» НДС по полученным лекарствам |
18 |
60 |
4 |
Отражен вычет суммы «входного» НДС по полученным лекарствам |
68-2 |
18 |
Полученные на склад лекарства в последующем передаются для комплектации аптечек. При этом их стоимость списывается на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию. Как отмечалось выше, такие затраты учитываются в расходах на охрану труда работников.
Ответственность
Законодательством установлена ответственность за нарушение требований по охране труда. Так, согласно ст. 10.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, совершенное иным работающим, влечет наложение штрафа в размере до 5 базовых величин.
<...>