Учет приобретенных аудиовизуальных произведений |
Транспортная организация приобрела исключительные имущественные права на изготовленные индивидуальным предпринимателем видеоролики социальной рекламы для демонстрации в общественном транспорте.
Относятся ли затраты на их изготовление в состав нематериальных активов, если срок их использования от 3 до 9 месяцев? Какими бухгалтерскими записями следует отразить их приобретение?
Затраты на изготовление индивидуальным предпринимателем видеороликов социальной рекламы относятся на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности».
Аудиовизуальное произведение — это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным произведениям относятся кино-, теле- и видеофильмы и другие кино- и телепроизведения независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (абз. 3 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»).
Таким образом, видеоролики являются аудиовизуальными произведениями.
К объектам интеллектуальной собственности относятся среди прочего другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) и иными законодательными актами (п. 3 ст. 980 ГК).
Следовательно, видеоролики являются объектами интеллектуальной собственности.
Организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
· активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;
· активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также предоставления в пользование;
· организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
· активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
· организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
· первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25) (далее — Инструкция № 25).
Поскольку использование видеороликов социальной рекламы будет осуществляться менее 12 месяцев, затраты на их изготовление не относятся в состав нематериальных активов.
При невыполнении любого из указанных в п. 4 Инструкции № 25 условий признания произведенные организацией затраты признаются расходами (п. 6 Инструкции № 25).
Расходы — это уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации (абз. 17 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются в том числе другие доходы и расходы по текущей деятельности (абз. 18 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).
На субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» учитываются расходы по текущей деятельности, кроме расходов, отражаемых на субсч. 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг», 90-5 «Управленческие расходы», 90-6 «Расходы на реализацию» (ч. 19 п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
На основании вышеизложенного расходы на изготовление индивидуальным предпринимателем видеороликов социальной рекламы следует отражать на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражены расходы на изготовление индивидуальным предпринимателем видеороликов социальной рекламы |
90-10 |
60 |
<...>