Недавно (10 декабря 2021 г.) вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь № 707 "Об изменении
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686 "О функционировании рынков".
Давайте посмотрим, что изменилось сейчас для тех людей, кто торгует на рынках в Беларуси.
Ведь изменения для продавцов обязательно отражаются на покупателях. Если вдруг поднимется цена аренды торгового места для продавцов, то это сразу же отразится на уровне цен товаров. Ведь никто не хочет работать бесплатно или в убыток, все хотят зарабатывать хотя бы те самые минимальные "папиццот" (500 долларов США).
Итак, рассмотрим наиболее важные (на наш взгляд) изменения.
"...часть вторую
пункта 36 изложить в следующей редакции:
«Если иное не предусмотрено в части третьей настоящего пункта, существенными условиями договора о предоставлении торгового места помимо условий, установленных законодательством, являются:
номер и размер торгового места;
срок, на который оно предоставляется;
условия и размер арендной платы за торговое место и платы за оказание услуг (за исключением случая заключения договора безвозмездного пользования);
право администрации рынка расторгнуть договор о предоставлении торгового места в случаях:
непредставления администрации рынка документов, наличие которых на каждом торговом месте в течение всего периода работы на рынке предусмотрено в
пунктах 47 и
49 настоящих Правил;
получения письменного представления уполномоченного контролирующего (надзорного) органа о неоднократном выявлении (два и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушения продавцом законодательства о защите прав потребителей, настоящих Правил и (или) иных правил продажи товаров.»...".
Выделенного пункта не было в прошлой версии документа.
Давайте рассмотрим список документов, которые арендодатель должен держать на каждом торговом месте.
Смотрим
пункты 47 и
49 Правил функционирования рынков. Их тоже
постановление № 707 меняет, поэтому мы сразу приведем их в новой версии,выделив то, что добавилось, жирным шрифтом:
"...47. При осуществлении деятельности по продаже товаров на торговых местах продавцы обязаны:
соблюдать законодательство о защите прав потребителей, общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии, правила пользования средствами измерений, включая обязанность использования исправных средств измерений, прошедших государственную поверку, требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров, приему наличных денежных средств и банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов;
выполнять решения администрации рынка, принятые в пределах ее компетенции;
осуществлять продажу товаров только на предоставленных им администрацией рынка торговых местах;
предъявлять в установленном порядке документы, наличие которых предусмотрено законодательством, по требованию уполномоченных должностных лиц, контролирующих (надзорных) органов;
предъявлять документы, наличие которых на каждом торговом месте в течение всего периода работы на рынке предусмотрено настоящими Правилами, по требованию администрации рынка;
завозить товары на рынок, как правило, до начала и по окончании работы рынка;
обеспечить наличие на каждом торговом месте в течение всего периода работы на рынке:
документа, подтверждающего внесение платы за предоставление торгового места;
разрешения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продажу товаров, подлежащих экспертизе (ветеринарно-санитарному осмотру);
размещать на вывеске на торговом месте или другим доступным способом, принятым в торговом обслуживании потребителей, информацию о продавце:
юридическом лице — наименование, место нахождения, наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием продавца, режим работы;
индивидуальном предпринимателе — фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта (при наличии такого наименования), дату и номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, режим работы;
если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, предоставлять покупателю информацию о номере специального разрешения (лицензии), государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), а также по требованию покупателя и в иных случаях, предусмотренных законодательством, предоставлять возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии);
своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг) информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителя...".
Теперь смотрим измененный
пункт 49 и добавленный
пункт 491Правил функционирования рынков:
«49. Продавцы, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, работники продавца также обязаны:
выдавать покупателям документ, подтверждающий факт приобретения товара;
демонстрировать покупателям работоспособность товара, если это обусловлено характером товара;
обеспечивать покупателей необходимыми условиями для примерки одежды и обуви;
передавать покупателю товар, качество которого соответствует предоставленной информации о товаре, требованиям законодательства;
соблюдать требования технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза и Евразийского экономического союза, иных обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов;
обеспечивать наличие на торговом месте у индивидуального предпринимателя и (или) работника продавца в течение всего периода работы на рынке:
— нагрудного элемента с указанием на нем должности, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется); — документов о качестве и безопасности товаров; — ветеринарных документов, если таковые требуются.
Продавцы — физические лица обязаны:
обеспечить наличие на каждом торговом месте в течение всего периода работы на рынке справки, указанной в части четвертой
подпункта 35.3 пункта 35 настоящих Правил (при продаже овощей и фруктов ( в том числе в переработанном виде), иной продукции растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства, их семян и рассады), молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде), продукции пчеловодства, иной продукции животноводства (кроме пушнины), реализация которой не ограничена или не запрещена законодательными актами, а также не включена в перечень запрещенных к продаже товаров);
представить покупателю по его требованию информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется).»;
дополнить Правила
пунктом 491 следующего содержания:
«491. Администрация рынка вправе требовать у продавцов представления документов, наличие которых на каждом торговом месте в течение всего периода работы на рынке предусмотрено в
пунктах 47 и
49 настоящих Правил.»...".
Итак, теперь все понятно: основные изменения — это требования, чтобы у продавцов, в том числе и физических лиц, были документы на продаваемый товар, ну а если нет документов, то соответственно будет расторгаться договор аренды торгового места.
Если говорить просто, добавили требования необходимых документов для торговли и упор сделан именно на физических лиц. Для торговли нужна будет справка, даже если вы продаете овощи, фрукты, выращенные на своем участке, причем эта справка должна быть постоянно и на каждом торговом месте.
Вот чтонельзя будет продавать на рынкебез этой справки:
Овощи и фрукты, в том числе в переработанном виде: варенья, компоты джемы и т.д.
Иная продукция растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства, их семян и рассады), то есть всевозможные петрушка, лук, сельдерей, салат и т.д.
Молочные и кисломолочные продукты, в том числе в переработанном виде: сыры, творог, масло и т.д.
Продукция пчеловодства: мед, перга, воск и т.д.
Иная продукция животноводства (кроме пушнины), то есть мясные продукты, сало, колбасы, яйца и т.д.
А теперь рассмотрим, что это за справка (часть четвертая
подпункта 35.3 пункта 35 Правил функционирования рынков):
"...представляется выданная местным исполнительным и распорядительным органом по установленной форме справка, подтверждающая, что реализуемая продукция выращена (произведена) на земельном участке, находящемся на территории Республики Беларусь...".
Если у вас уже заключен договор по старым Правилам функционирования рынков, не расслабляйтесь: его придется перезаключить по новым
Правилам функционирования рынков:
"...2. Договоры о предоставлении торгового места, заключенные до вступления в силу настоящего
постановления, подлежат приведению в соответствие с настоящим
постановлением в трехмесячный срок со дня его вступления в силу. 3.Настоящее
постановление вступает в силу после его официального опубликования.".
Неужели на белорусских рынках физические лица продают так много продукции, выращенной не на своих участках, что пришлось издавать такое постановление?
Кстати, вот список товаров, которые запрещены к продаже на рынках в Беларуси (отмеченные звездочкой (*) — на торговых местах):
1. Алкогольные напитки (за исключением случаев, установленных законодательными актами).
2. Табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, нетабачные никотиносодержащие изделия, мука, сахар*.
3. Крупа, макаронные и кондитерские изделия, не расфасованные изготовителями в потребительскую упаковку*.
4. Семена мака (за исключением продажи в магазинах с торговой площадью свыше 50 кв. метров).
5. Специализированная пищевая продукция для питания спортсменов*.
6. Продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста*.
7. Уксус из всех видов сырья, уксусная кислота (эссенция) и водные растворы на ее основе различной концентрации.
8. Бахчевые культуры в разрезанном виде при отсутствии условий для обработки инвентаря и индивидуальной упаковки.
9. Биологически активные добавки к пище*.
10. Исключен.
11. Кровь, кишечное сырье, вяленое и сыровяленое мясо, рубленые мясные полуфабрикаты и другие, не доведенные до кулинарной готовности изделия из мяса домашнего изготовления, а также изготовленные непосредственно на торговых местах.
12. Сборное непастеризованное молоко.
13. Живые животные и растения, а также их части и дериваты, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
14. Бытовые электротовары (холодильники и морозильники, машины стиральные, электрические машины и приборы, посудомоечные машины, электроприборы для обработки и приготовления пищи, электрические нагревательные приборы, электропледы, электрогрелки, электроинструменты, электроосветительная арматура, швейные машины, электрогазонокосилки, электрозвонки, электробритвы, электрофены, электроприборы для завивки волос, электроприборы для массажа и другие электротовары)*.
16. Вычислительная и множительная техника (персональные компьютеры, ноутбуки и прочие портативные вычислительные машины, бухгалтерские машины, кассовые суммирующие аппараты и прочие машины со счетными устройствами, клавиатуры, мониторы (дисплеи), машины копировально-множительные, сканеры, принтеры и прочие устройства ввода-вывода, запоминающие устройства, магнитные или оптические считывающие устройства, прочие машины для обработки информации и другая вычислительная техника)*.
17. Мотоблоки, бензопилы, велосипеды и другие технически сложные товары бытового назначения*.
21. Средства связи (телефонные аппараты всех типов, автоответчики, усилительно-коммутационные устройства, телефаксы, модемы и другое)*.
22. Одежда из натурального меха и кожи*.
23. Антиквариат*.
24. Взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества.
25. Оружие и боеприпасы к нему.
26. Армейское снаряжение и другие товары военного ассортимента, форменное обмундирование, принятое на вооружение в Вооруженных Силах Республики Беларусь*.
27. Белье со штампом учреждений и организаций.
28. Бывшая в употреблении газовая аппаратура без освидетельствования соответствующими службами газового хозяйства на пригодность к дальнейшему использованию.
29. Газовая аппаратура*.
30. Государственные награды, почетные знаки, бланки ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документы с определенной степенью защиты.
31. Пиротехнические изделия*.
32. Драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них во всех видах и состояниях, а также жемчуг, янтарь, мореный дуб в оправе из драгоценных металлов, часы в корпусах из драгоценных металлов.
33. Шкуры зверей без соответствующей маркировки изготовителя.
34. Наркосодержащие растения и природное наркосодержащее сырье.
35. Рыболовные сети и иные орудия добычи рыбы или других водных животных, изготовленные с использованием сетематериалов*.
36. Яды и наркотические вещества, химические средства для дезинсекции (инсектициды), дератизации (родентициды), репеллентные средства (химические средства, отпугивающие насекомых или грызунов)*.
37. Средства защиты растений (пестициды), разрешенные для применения на территории Республики Беларусь в личных подсобных хозяйствах для борьбы с вредителями, болезнями и сорняками*.
38. Лекарственные средства, в том числе для применения в ветеринарии, и изделия медицинского назначения*.
39. Товары, запрещенные к свободному обороту на территории Республики Беларусь.
40. Эротическая продукция, продукция, содержащая элементы эротики, насилия и жестокости, по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также сексуального назначения*.
Застрахованные лица, занятые на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, формируют профессиональный стаж при условии уплаты их работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В случае выбора ежемесячной доплаты к заработной плате работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. В целях повышения материального обеспечения работника по достижении общеустановленного пенсионного возраста часть полученных денежных средств в виде доплаты к заработной плате может быть направлена им для участия в новом виде страхования – добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии (вводится с 1 октября 2022 года).
За работников, занятых в особых условиях труда и подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работодатели уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование, из сумм которых, а также доходов от их размещения формируются пенсионные сбережения. Законом о ППС предусмотрено 2 вида профессиональных пенсий: досрочная и дополнительная.
Правительство продлило срок действия документов об оценке соответствия техрегламентам на год. Это касается документов. срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Форма расчета установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (ред. от 19.04.2022 № 16).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 25 установлен бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2022 г. в расчете на один месяц.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь при выплате заработной платы работнику наниматель является налоговым агентом и обязан с суммы выплаченного дохода удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 13%.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговыми органами систематически выявляются случаи выплаты заработной платы «в конвертах».
Постановлением Государственного таможенного комитета от 13 апреля 2022 г. № 18 внесены изменения в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О статистическом декларировании товаров».
Трудовое законодательство Республики Беларусь допускает выполнение работниками компании работы дистанционно и не содержит ограничений на ее выполнение на территории иностранного государства. Иными словами, работник сам выбирает место работы, это его право. Вместе с тем, принимая такое решение надо быть внимательным к статусу налогового резидента и налогам. Что означает статус налоговый резидент, как работает законодательство и что важно знать, чтобы не стать нарушителем?
Резиденты «Парка высоких технологий» (ПВТ) заплатили за январь-март текущего года 230 миллионов рублей налогов. Это в 1,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года.