Кассовые операции проводятся по-другому |
Национальный банк Республики Беларусь внес некоторые изменения в порядок ведения кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами и использования чековых книжек. Новшества связаны с тем, что согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», который вступил в силу 26 февраля 2018 г, субъекты хозяйствования вправе не использовать печати.
Кассовые операции и расчет наличными. Так, постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.05.2018 № 235 (далее — Постановление № 235) внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее — Инструкция № 107).
В частности, в п. 21 Инструкции № 107 теперь говорится, что для получения наличных денег с текущих (расчетных) и иных банковских счетов юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем в обслуживающий банк представляется заявление на получение наличных денег с текущих (расчетных) и иных банковских счетов. Напомним, что ранее здесь шла речь о предоставлении чека либо заявления. Таким образом, чеки, как видим, уходят в прошлое.
В ч. 4 указанного пункта, которой определены обязательные реквизиты заявления на получение наличных денег, исключено требование о наличии на таком заявлении оттиска печати юридического лица или ИП. Аналогичные изменения произошли и в ч. 2 п. 28, абз. 9 ч. 1 п. 74, абз. 4 п. 75, абз. 2 п. 76 Инструкции № 107.
Также в положениях п. 37 Инструкции № 107, определяющих, какие документы могут подтверждать расходы по приобретению товаров (выполнению работ, оказанию услуг), «кассовый чек» заменен на «платежный документ», что, как нам представляется, не имеет существенного значения.
А вот на обновленную редакцию ч. 3 п. 51 Инструкции № 107 субъектам хозяйствования следует обратить внимание. Теперь здесь установлено, что для юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством и ведущих учет в книге учета доходов и расходов, в случае принятия ими решения о ведении кассовой книги при получении наличных денег в обслуживающих банках основанием для учинения записей в кассовую книгу по усмотрению руководителя юридического лица или лица, им уполномоченного, являются приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, другие документы, применяемые банками для оформления операций по выдаче наличных денег (ранее было — корешки чеков из чековых книжек для получения наличных денег, расходные кассовые ордера, оформленные в соответствии с требованиями законодательства).
Из п. 52 Инструкции № 107 исключено требование о том, что кассовая книга должна быть скреплена печатью юридического лица, теперь ее достаточно пронумеровать и прошнуровать. Аналогичное изменение произошло и в порядке брошюрования выходной формы «Вкладной лист кассовой книги» (ч. 5 п. 55), и в порядке ведения главным (старшим) кассиром книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег (ч. 1 п. 60).
Согласно новой редакции ч. 1 п. 62 Инструкции № 107 руководители юридических лиц, подразделений, ИП обеспечивают сохранность наличных денег и принимают иные меры по исключению возможности несанкционированного доступа в кассу (ранее здесь указывалось также на обеспечение сохранности наличных денег при доставке их из банка или в банк).
Кроме того, из Инструкции № 107 исключены:
<...>