Расширена возможность использования новых способов осуществления безналичных расчетов |
Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь 29.11.2019 принято постановление № 819/16 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее — Постановление № 819/16).
Документ разработан в целях расширения возможности использования новых способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), а также со- здания дополнительных условий для внедрения в Республике Беларусь программных касс и обеспечения планомерной работы по установке в кассовое оборудование средств контроля налоговых органов (далее — СКНО).
В настоящее время в Беларуси имеется возможность осуществления безналичных платежей при приобретении товаров (работ, услуг) с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, в том числе при совершении операций по электронным кошелькам электронными деньгами.
Для создания правовых условий для совершения таких платежей п. 2 постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее — Постановление № 924/16) дополнен п. 2.10, которым установлено, что юридические лица вправе обеспечить помимо осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек иные способы осуществления расчетов, в том числе с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющие в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, на основании которых проводятся операции по счетам, электронным кошелькам при осуществлении расчетов в безналичной форме, с проведением таких расчетов с использованием кассового оборудования.
Одновременно в связи с установленной в п. 2.10 Постановления № 924/16 возможностью использования при расчетах за товары (работы, услуги) иных способов безналичных расчетов Постановлением № 819/16:
· изменены названия Постановления № 924/16 на «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденного им Положения на «Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее — Положение);
· введены термины «средства платежа» (абз. 11 п. 2 Положения), под которыми понимаются наличные и безналичные денежные средства, электронные деньги, а также «QR-код» (абз. 15 п. 2 Положения), под которым понимается двумерная оптическая метка, содержащая закодированную информацию, используемую при проведении расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством;
· предусмотрена возможность использования программной кассы для совершения расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством не только с применением банковских платежных карточек, но и иными способами, в том числе при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений, если оператором программной кассовой системы в программной кассе реализован такой способ осуществления расчетов в безналичной форме (ч. 2 п. 22 Положения).
Программная касса как альтернативная кассовому суммирующему аппарату технология для приема субъектами хозяйствования наличных денежных средств (банковских платежных карточек в случае осуществления расчетов в безналичной форме) представляет собой специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения кассовых операций при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Постановлением № 819/16 расширен перечень случаев, когда юридическим лицам при приеме платежей от покупателей (потребителей) за реализованные (выполненные, оказанные) товары (работы, услуги) не требуется использовать кассовое оборудование и (или) платежные терминалы.
Так, с учетом внесенных в п. 1 Положения дополнений необходимость использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют прием только безналичных денежных средств и (или) электронных денег в соответствии с банковским законодательством при одновременном соблюдении следующих условий:
· прием (передача) средств платежа осуществляется без непосредственного обслуживания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями покупателей (потребителей), связанного с приемом средств платежа;
· прием средств платежа в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, платежных агентов, в том числе с использованием объектов программно-технической инфраструктуры для проведения расчетов посредством карточек, иными способами, включая использование QR-кодов и (или) мобильных приложений.
К таким случаям, в частности, относится оплата товаров (работ, услуг), производимая через кассы банков, с использованием ЕРИП, банкоматов, инфокиосков, платежные терминалы самообслуживания, без непосредственного участия в этом процессе продавца (изготовителя) и покупателя (потребителя).
Предусмотрен перенос срока замены кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации и запрета, связанного с данным сроком, с 1 января 2020 г. на 1 декабря 2020 г.
Регистрация кассовых суммирующих аппаратов в налоговых органах. Согласно п. 12 Положения кассовый аппарат, за исключением кассового аппарата с установленным средством контроля налоговых органов, до его использования подлежит регистрации в налоговом органе в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам, и используется в течение 6 лет с даты его первой регистрации.
При этом абз. 3 п. 17 Положения установлен запрет на использование юридическими лицами такого кассового аппарата по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе.
Сроки перехода на кассовые суммирующие аппараты со средствами контроля. Пунктом 2.6 Постановления № 924/16 установлены сроки поэтапного перехода на обязательное использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов.
Напомним, что данное средство контроля налоговых органов будет использоваться для подключения к системе контроля кассового оборудования (далее — СККО) — технологии организации дистанционного контроля за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных.
<...>