Изменения в законодательстве об алкоголе с 01.01.2022 |
Основные изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон об алкоголе), коснулись субъектного состава участников алкогольного рынка, ограничений на розничную торговлю алкогольными напитками, порядка ввоза этилового спирта, производства и продажи оригинальных алкогольных напитков, порядка расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, требований к их перемещению.
Положения Закона об алкоголе приведены в соответствие с действующим законодательством, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и иными международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.
Участники рынка
Законом № 119-З уточнен субъектный состав участников рынка алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции — это могут быть только резиденты Республики Беларусь (п. 1 ст. 5 Закона об алкоголе). При этом сохраняется ограничение на осуществление отдельных видов деятельности индивидуальными предпринимателями.
Юридическим лицам Республики Беларусь предоставляется полное право на осуществление производства, экспорта, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой и розничной торговли ими.
Индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь, предоставляется право только на осуществление:
· розничной торговли алкогольными напитками на объектах общественного питания в розлив, а также в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Данная норма приведена Законом № 119-З в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее — Указ № 345), п. 1.4 которого индивидуальным предпринимателям предоставлено также право осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками в расположенных на территории сельской местности магазинах и (или) павильонах независимо от торговой площади таких магазинов и (или) павильонов;
· импорта и (или) розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью не более 1 л (массой не более 1 кг).
Иностранное юридическое лицо вправе осуществлять указанные виды деятельности только через созданное им в Республике Беларусь юридическое лицо, иностранное физическое лицо — только зарегистрировавшись в Республике Беларусь в качестве индивидуального предпринимателя.
Несомненно, предоставление права на осуществление производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта исключительно резидентам создает неравные условия на этом рынке по отношению к нерезидентам, которым следует пройти дополнительную процедуру регистрации на территории республики, однако не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС.
Законом № 119-З также закреплено право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих общественное питание, изготавливать и реализовывать в объектах общественного питания продукцию общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7 % путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. Данная норма перенесена в п. 1 ст. 5 Закона об алкоголе из п. 4.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7).
Кроме того, Законом № 119-З предоставлено право на импорт непищевого этилового спирта производителям нефтепродуктов для использования при проведении испытаний производимых нефтепродуктов (п. 2 ст. 5 Закона об алкоголе).
К производителям нефтепродуктов отнесены юридические лица Республики Беларусь, основным видом деятельности которых является производство продуктов нефтепереработки, аккредитованные для проведения испытаний производимых нефтепродуктов по установленным методикам, предусматривающим применение непищевого этилового спирта.
Будет ли введена государственная монополия?
Законом № 119-З зарезервировано право государства на введение государственной монополии в сфере производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (п. 3 ст. 5 Закона об алкоголе).
Государственная монополия может быть введена только законодательными актами и как в отношении всех видов деятельности (производство, экспорт, импорт, оптовая, розничная торговля), всех видов товаров (алкогольная, непищевая спиртосодержащая продукция, непищевой этиловый спирт), так и в отношении одного или нескольких из них.
Следует отметить, что закрепленное за государством Декретом Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее — Декрет № 3) исключительное право на осуществление импорта отдельных видов алкогольных напитков и является частичной государственной монополией. Реализация этого права государства осуществляется юридическими лицами — победителями конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции.
Лицензирование
Законом № 119-З расширен перечень случаев, когда специальное разрешение (лицензия) на право оптовой торговли и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции не требуется (п. 2 ст. 7 Закона об алкоголе). К ним отнесены:
· хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, не являющееся предпринимательской деятельностью;
· хранение (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;
· оптовая торговля алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом собственного производства;
· иные случаи, установленные Президентом Республики Беларусь.
Указанные нормы приведены в соответствие с п. 368 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.
В п. 3 ст. 5 Закона об алкоголе перенесена норма п. 4.1 Декрета № 7, предусматривающая, что не требуется получение специального разрешения (лицензии) на право производства алкогольной продукции для изготовления в объектах общественного питания продукции общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7 % путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами.
Перечень случаев ввоза алкогольной продукции, когда не требуется получение лицензии на ее импорт, расширен, а также уточнен с учетом действующего законодательства в области технического регулирования (п. 1 ст. 7 Закона об алкоголе). Не требуется получение лицензии на импорт алкогольной продукции:
· при ее помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления;
· предназначенной для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках, в объеме не более 2,5 л каждого наименования;
· предназначенной для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами. Право ввоза алкогольной продукции без лицензии на импорт распространено Законом № 119-З также на дипломатические представительства и консульские учреждения государств — членов ЕАЭС;
· ввозимой юридическими лицами Республики Беларусь, являющимися владельцами магазинов беспошлинной торговли, и предназначенной для реализации в магазинах беспошлинной торговли, а также реализованной в таких магазинах (а именно уточнено, что не требуется лицензия на импорт как при ввозе алкогольных напитков владельцами магазинов беспошлинной торговли для реализации в таких магазинах, так и непосредственно при реализации этих напитков в этих магазинах).
В настоящее время не требуется получение лицензии на импорт при ввозе алкогольных напитков при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли. В то же время действие таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении проданных товаров физическим лицам, въезжающим в Республику Беларусь из другого государства — члена ЕАЭС и выезжающим в Республики Беларусь в такие государства, завершается помещением их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
· ввозимой в качестве образцов для проведения испытаний в рамках оценки соответствия техническим требованиям в количестве, установленном техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации;
· в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
В целях устранения дублирования функций государственных органов из Закона об алкоголе исключены нормы о ведении Министерством по налогам и сборам Государственного реестра юридических лиц Республики Беларусь, иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
В соответствии с п. 4 и 5 Указа Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» с 01.07.2020 подтверждение наличия специального разрешения (лицензии) может осуществляться путем обращения к Единому реестру лицензий посредством глобальной компьютерной сети Интернет через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы. В Единый реестр лицензий включаются сведения о специальных разрешениях (лицензиях), действующих на 01.07.2020, а также обо всех выдаваемых специальных разрешениях (лицензиях). Владельцем Единого реестра лицензий является Министерство экономики.
Ограничения в сфере производства и оборота
Законом № 119-З внесен ряд изменений в ст. 11 Закона об алкоголе, устанавливающую ограничения в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
Разрешается производство и оборот этилового ректификованного технического спирта без денатурирующих добавок и (или) компонентов, изменяющих органолептические свойства этилового спирта. Соответствующее дополнение внесено в п. 1.1 ст. 11 Закона об алкоголе.
Закреплены правоустанавливающие нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 13.18 и 13.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, в Республике Беларусь юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям запрещаются:
· ввоз, перемещение, хранение, торговля алкогольными напитками, не маркированными акцизными марками и (или) специальными марками или специальными знаками, а также без сопроводительных документов установленного образца, подтверждающих легальность их ввоза, приобретения, производства (п. 1.7 и 1.22 ст. 11 Закона об алкоголе).
Нарушение указанного запрета влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от 200 до 500 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения (ч. 2 ст. 13.18 КоАП);
· производство (изготовление), перемещение и оборот фальсифицированных алкогольных напитков.
Совершение указанного правонарушения влечет применение административной ответственности по ст. 13.20 КоАП — наложение штрафа с конфискацией фальсифицированных алкогольных напитков, оборудования, сырья и материалов, используемых для их производства (изготовления):
· в размере от 100 до 200 базовых величин;
· на индивидуального предпринимателя — от 400 до 500 базовых величин;
· на юридическое лицо — от 800 до 1000 базовых величин.
В соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 08.11.2016 № 5 «О перемещении, хранении и продаже физическими лицами алкогольных напитков» приведены нормы, устанавливающие ограничения в отношении осуществления оборота алкогольных напитков физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями: им запрещается перемещение более 5 л алкогольных напитков, не маркированных акцизными и (или) специальными марками (п. 1.11 ст. 11 Закона об алкоголе).
Нарушение указанного запрета влечет применение административной ответственности согласно ч. 2 ст. 13.21 КоАП — наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин с конфискацией алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение которого допускается, или без конфискации.
В п. 1.71 ст. 11 Закона об алкоголе перенесена норма п. 25 Декрета № 3 о запрете перемещения алкогольных напитков, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю алкогольными напитками, транспортными средствами, не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств. Вместе с тем предусмотрено, что данный запрет не распространяется на транспортные средства железнодорожного транспорта.
Порядок оснащения такими средствами определен Положением о порядке оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2012 № 234.
Ограничения в сфере розничной торговли
Нормы Закона об алкоголе, устанавливающие ограничения в сфере розничной торговли алкогольными напитками, приведены в соответствие с Указом № 345, а также терминологией Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З) (далее — Закон о торговле).
Так, с учетом внесенных уточнений в п. 1.14 ст. 11 Закона об алкоголе предусмотрен запрет на розничную торговлю алкогольными напитками в:
1. нестационарных торговых объектах, за исключением павильонов с торговой площадью 50 кв. м и более, при осуществлении развозной торговли с использованием автомагазинов, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты, при условии соблюдения ассортиментного перечня товаров для автомагазина и наличия у его владельца стационарного торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля алкогольными напитками, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Вместо ранее используемого термина «мелкорозничная торговая сеть» употреблен термин п. 1.11 ст. 1 Закона о торговле «нестационарные торговые объекты».
Нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, а также палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление;
2. магазинах и павильонах с торговой площадью менее 50 кв. м, за исключением торговых объектов юридических лиц Республики Беларусь системы потребительской кооперации, специализированных и (или) фирменных магазинов юридических лиц Республики Беларусь, осуществляющих производство и (или) импорт алкогольных напитков, магазинов беспошлинной торговли, расположенных в сельской местности магазинов организаций Управления делами Президента Республики Беларусь, иных случаев, установленных Президентом Республики Беларусь.
Норма Указа № 345 о льготных условиях продажи алкогольных напитков на территории сельской местности не перенесена, вместе с тем предусмотрена оговорка о том, что иные правила могут быть установлены нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.
В соответствии с п. 1.3 Указа № 345 вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками на территории сельской местности:
а) юридические лица:
· в магазинах и (или) павильонах с торговой площадью менее 50 кв. м;
· с использованием автомагазинов независимо от наличия у этого юридического лица магазина и (или) павильона, в которых осуществляется розничная торговля алкогольными напитками, при условии соблюдения согласованных с местным исполнительным и распорядительным органом маршрута движения такого автомагазина и ассортиментного перечня товаров;
б) индивидуальные предприниматели — в магазинах и (или) павильонах независимо от торговой площади таких магазинов и (или) павильонов;
3. неизолированных торговых объектах.
Использован новый термин, установленный в п. 2 ныне утратившей силу Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.09.2020 № 59, вместо ранее употребляемого «неизолированная торговая площадь магазина (павильона)».
Неизолированный торговый объект — розничный торговый объект, не занимающий изолированного помещения и расположенный на торговой площади магазина (павильона) иного субъекта торговли, в административном здании, здании вокзала, аэропорта, в объекте бытового обслуживания, объекте почтовой связи, физкультурно-спортивном сооружении, учреждении образования, организации здравоохранения, ином объекте.
Упрощается порядок продажи алкогольных напитков в период проведения культурных и массовых мероприятий. Сняты запреты на розничную торговлю алкогольными напитками в местах проведения культурных мероприятий, а также продажу алкогольных напитков в розлив при условии проведения культурных мероприятий по решениям государственных органов.
Культурнае мерапрыемства (культурное мероприятие) — мерапрыемства па публiчных стварэннi, выкананнi, паказе, распаўсюджваннi i (або) папулярызацыi вынiкаў творчай дзейнасцi, а таксама публiчным паказе (паказе), распаўсюджваннi i (або) папулярызацыi культурных каштоўнасцей. Да культурных мерапрыемстваў адносяцца культурна-вiдовiшчнае мерапрыемства, кiнематаграфiчнае мерапрыемства, фестываль, конкурс, выстаўка, агляд, майстар-клас, канферэнцыя, пленэр, семiнар, форум, акцыя i iншыя мерапрыемствы (п. 1 и 2 ст. 209 Кодэкса Рэспублiкi Беларусь аб культуры).
Сохранен запрет на розничную торговлю алкогольными напитками в местах проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, спортивных соревнований и в радиусе 500 м прилегающих к ним территорий за два часа до начала и во время проведения таких мероприятий. Однако этот запрет не применяется при розничной торговле алкогольными напитками в случаях:
· организации указанных мероприятий по решению государственных органов;
· проведения запланированных ранее торжественных или ритуальных мероприятий в объектах общественного питания, находящихся в таких местах;
· проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Избирательным кодексом Республики Беларусь (далее — Избирательный кодекс).
При этом местным исполнительным и распорядительным органам предоставляется право принимать решения о запрете продажи алкогольных напитков в местах проведения мероприятий, предусмотренных Избирательным кодексом (п. 5 ст. 11 Закона об алкоголе).
С учетом изменения наименований форм торговли внесена корректировка в норму, устанавливающую запрет на розничную торговлю алкогольными напитками вне торговых объектов.
Предусмотрено, что запрещается розничная торговля алкогольными напитками при осуществлении:
а) разносной торговли.
Разносная торговля — форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли (п. 1.20 ст. 1 Закона о торговле).
Этот запрет не распространяется на разносную торговлю на бортах воздушных судов белорусских авиационных организаций, осуществляющих международные воздушные перевозки пассажиров, алкогольными напитками, загруженными на борта таких воздушных судов из магазинов беспошлинной торговли для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС. Данная норма приведена в соответствие с п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.08.2019 № 296 «О беспошлинной торговле на бортах воздушных судов», согласно которому на бортах таких воздушных судов разрешается реализация алкогольных напитков путем разносной торговли;
б) торговли на ярмарках.
Запрет не распространяется на ярмарки, проводимые по решению государственных органов;
в) дистанционной торговли (в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет).
Ранее в отношении такой формы торговли использовался термин «розничная торговля по образцам»;
г) торговли на аукционах;
д) торговли на торговых местах;
е) торговли через распространителей.
Также вводится запрет на продажу алкогольных напитков физическим лицам, въезжающим в Республику Беларусь из другого государства — члена ЕАЭС, в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС воздушным видом транспорта, в объеме, превышающем 5 л.
Внесена корректировка в нормы о запрете бесплатного распространения алкогольных напитков (п. 1.171 и 1.172 ст. 11 Закона об алкоголе).
На территории Республики Беларусь запрещаются:
· организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков. При этом в целях приведения в соответствие с п. 4.6 Декрета № 7 предусмотрено исключение из этого запрета рекламных мероприятий, проводимых в маркетинговых целях в объектах общественного питания;
· бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков, в том числе предоставление более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одного мероприятия, пари. При этом предусмотрено, что данный запрет не распространяется на дегустации, устраиваемые в маркетинговых целях, и официальные мероприятия, проводимые по решению государственных органов. Тем самым уточнено, что допускается бесплатное распространение алкогольных напитков на официальных мероприятиях, но только организуемых по решению государственных органов.
На законодательном уровне введен запрет на выплату производителями и оптовыми организациями субъектам торговли любых вознаграждений за продвижение алкогольных напитков, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены (п. 1.23 ст. 11 Закона об алкоголе).
Для целей применения данного запрета под вознаграждениями понимаются вознаграждения, выплачиваемые юридическому лицу, осуществляющему торговлю алкогольными напитками:
· в связи с приобретением им у поставщика алкогольных напитков определенного количества таких напитков;
· за оказание услуг, направленных на повышение спроса покупателей на товары, в том числе путем рекламирования алкогольных напитков и (или) используемых для их обозначения товарных знаков, исследования потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях, подготовки иной отчетности, содержащей информацию об алкогольных напитках, иных подобных услуг.
В настоящее время аналогичное ограничение установлено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.2018 № 704 «О некоторых вопросах торговли алкогольными напитками».
Уточнен порядок действий продавца при сомнении в достижении покупателем возрастного ценза. Напомним, лицам моложе 18 лет продажа алкогольных напитков на территории Республики Беларусь запрещается.
Лицо, непосредственно осуществляющее отпуск алкогольных напитков, вправе:
· потребовать у покупателя документ, содержащий дату рождения и фотоизображение (цифровой фотопортрет) и позволяющий установить возраст этого покупателя;
· в случае непредъявления такого документа — не отпускать покупателю алкогольные напитки (п. 4 ст. 11 Закона об алкоголе).
Квотирование объемов производства
Законом № 119-З дополнен перечень исключений из механизма квотирования объемов производства.
Напомним, что в пределах установленных годовых квот осуществляется производство (ст. 12 Закона об алкоголе):
· алкогольной продукции;
· непищевого этилового спирта;
· дезинфицирующих средств, антисептических лекарственных и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции.
Законом № 119-З уточнено, что квоты не устанавливаются на производство всех указанных видов товаров, предназначенных для вывоза с территории Республики Беларусь. Ранее такое исключение касалось только алкогольной продукции.
Также предусмотрено, что квоты не устанавливаются на производство алкогольных напитков, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли.
Качество и безопасность
Нормы ст. 17 Закона об алкоголе, устанавливающие требования к качеству и безопасности алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, приведены в соответствие с законодательными актами, техническими нормативными правовыми актами и международными договорами, действующими в этой области. Поскольку требования к качеству и безопасности данных видов продукции и спирта определены в иных актах законодательства, в этой статье предусмотрены исключительно отсылочные нормы о соблюдении таких требований.
Одновременно уточнены нормы ст. 3 Закона об алкоголе, закрепляющие применяемые в Республике Беларусь меры государственного регулирования в сфере обеспечения качества и безопасности алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. К ним отнесены:
· оценка соответствия алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта техническим требованиям;
· подтверждение соответствия алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.
Так, в соответствии с п. 1.28 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» подтверждение соответствия проводится в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия (обязательное подтверждение соответствия), а также добровольной сертификации (добровольное подтверждение соответствия).
Выпускаемая в обращение на рынок алкогольная продукция должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»), которая осуществляется в форме декларирования соответствия.
Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь» с 01.02.2017 введена обязательная сертификация алкогольной продукции в Национальной системе подтверждения Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены правовые основы подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.
Вопросы качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов регулируются также Законом Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека».
Кроме того, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (TP ЕАЭС 047/2018), который вступает в силу 01.01.2022. Данный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств — членов ЕАЭС требования к алкогольной продукции, выпускаемой в обращение на территориях государств — членов ЕАЭС, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
Маркировка алкогольных напитков
Внесены изменения в нормы, предусматривающие перечень случаев, когда алкогольные напитки не подлежат маркировке акцизными марками Республики Беларусь (п. 2 ст. 19 Закона об алкоголе).
Представлена возможность ввоза алкогольных напитков без акцизных марок для временного хранения и последующего вывоза в адрес получателей, расположенных за пределами Республики Беларусь. В качестве условий применения такой преференции предусмотрены:
· ввоз и вывоз алкогольных напитков под таможенным контролем;
· хранение ввезенных алкогольных напитков на складах временного хранения, расположенных на территории Республики Беларусь, владельцами которых являются лица, ответственные за содержание ведомственного пункта таможенного оформления, размещенного на территории такого склада временного хранения, либо на таможенных складах, расположенных в местах размещения таможенных органов Республики Беларусь.
Данная норма позволит владельцам указанных складов оказывать услуги по маркировке на территории Республики Беларусь алкогольных напитков, следующих в адрес иностранных получателей в соответствии с требованиями страны назначения.
С разрешения таможенного органа допускается маркировка товаров, находящихся на временном хранении на складах временного хранения, и товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада (п. 2 ст. 102 и п. 2 ст. 158 ТК ЕАЭС).
Дополнена норма в части нераспространения требования по маркировке акцизными марками алкогольных напитков, ввозимых и предназначенных для официального пользования:
· дипломатическими представительствами;
· консульскими учреждениями;
· представительствами государств при международных организациях;
· международными организациями или их представительствами.
Производителям алкогольных напитков в Республике Беларусь предоставлено право поставки алкогольных напитков владельцам магазинов беспошлинной торговли без акцизных марок, а владельцам таких магазинов — право продажи в них алкогольных напитков без акцизных марок независимо от страны их происхождения. Так, предусмотрено, что не требуется маркировка акцизными марками алкогольных напитков:
· ввозимых юридическими лицами Республики Беларусь, являющимися влад
<...>