Подоходный налог |
Уплату подоходного налога регламентирует гл. 18 НК-2019.
Статьей 196 «Объект налогообложения подоходным налогом с физических лиц» в части уточнения перечня доходов, признаваемых (не признаваемых) объектом налогообложения:
· дополнен перечень мероприятий, связанных с осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями деятельностью, расходы на проведение которых не признаются для физических лиц — участников этих мероприятий объектом налогообложения подоходным налогом, двумя наиболее часто встречающимися на практике мероприятиями — семинарами и конкурсами профессионального мастерства.
Это позволит урегулировать возникающие у организаторов таких мероприятий вопросы о наличии или отсутствии объекта налогообложения подоходным налогом у физических лиц — участников мероприятий;
· порядок непризнания объектом налогообложения подоходным налогом, действующий в части расходов, понесенных на проведение официальных спортивно-массовых мероприятий, распространен на расходы на проведение неофициальных спортивно-массовых мероприятий, организуемых и проводимых за счет собственных средств организаций.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» спортивно-массовые мероприятия могут быть официальными и неофициальными.
К официальным спортивно-массовым мероприятиям относятся спортивно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с республиканским и местными календарными планами проведения спортивно-массовых мероприятий, а к неофициальным спортивно-массовым мероприятиям — спортивно-массовые мероприятия, не включенные в республиканский и местные календарные планы проведения спортивно-массовых мероприятий и проводимые в соответствии с решениями их организаторов.
Официальные и неофициальные спортивно-массовые мероприятия могут проводиться за границей.
В настоящее время формирование и направление спортивных делегаций за границу для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях осуществляются Министерством спорта и туризма или уполномоченной им направляющей организацией в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2014 № 901.
При этом согласно разъяснению Министерства спорта и туризма этот порядок не распространяется на неофициальные спортивно-массовые мероприятия, которые проводятся организациями за счет собственных средств.
Вместе с тем в политике многих крупных организаций преду- смотрены положения, направленные на обязательное проведение неофициальных спортивно-массовых мероприятий для приобщения работников к спорту и здоровому образу жизни. В связи с этим предлагается установить единый подход в части непризнания объектом налогообложения подоходным налогом расходов на проведение любых (официальных и неофициальных) спортивных и спортивно-массовых мероприятий;
· исключено ограничение в части непризнания объектом налогообложения подоходным налогом оплаты нанимателями стоимости транспортных услуг при использовании работниками автомобилей-такси в связи с исполнением ими трудовых обязанностей.
Если оплата нанимателями услуг такси по перевозке работников является производственной необходимостью, то объект налогообложения подоходным налогом возникать не должен, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах нанимателя, а не физических лиц — работников;
· изложена в новой редакции норма, в соответствии с которой не признаются объектом налогообложения подоходным налогом доходы, получаемые работниками от нанимателя в размере оплаты стоимости их обучения, переподготовки, профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки, реализуемых учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии как с законодательством Республики Беларусь, так и законодательством иностранных государств.
Это позволит установить единые подходы в части непризнания для работников объектом налогообложения подоходным налогом стоимости их обучения, оплаченной нанимателями, как на территории республики, так и за ее пределами (в настоящее время не признаются объектом налогообложения доходы, полученные плательщиками в размере стоимости обучения, реализуемого только в соответствии с законодательством Республики Беларусь);
· установлено не признавать объектом налогообложения подоходным налогом для члена органа управления организации расходы по оплате этой организацией стоимости его обучения, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки, которые связаны с деятельностью органа управления организации;
· урегулированы возникающие на практике вопросы в части непризнания объектом налогообложения подоходным налогом сумм расходов, оплаченных либо возмещенных принимающей стороной, работникам, направленным в служебную командировку, членам органа управления организации при исполнении ими своих функций, а также лицам, привлекаемым для участия в проведении весенних полевых работ, уборке урожая и заготовке кормов.
В соответствии с действующими положениями НК объектом налогообложения не признается стоимость питания, проживания и проезда, оплаченная принимающей стороной;
· включены в состав доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, компенсация или возмещение судебных расходов, морального вреда, возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков в пределах реального ущерба, получаемых плательщиками в соответствии не только с законодательством Республики Беларусь, но и законодательством иностранных государств.
Обращаем внимание на ст. 201 «Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным по договорам страхования», а также на ст. 202 «Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок».
В целях закрепления в НК сложившейся практики налогообложения включена норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы подоходного налога не учитываются доходы плательщиков, полученные в виде страхового возмещения и (или) обеспечения в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам страхования, по которым уплата взносов осуществлялась за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых налоговыми агентами.
В целях урегулирования возникающих на практике вопросов и упрощения порядка предоставления стандартных налоговых вычетов налоговыми агентами по доходам, выплачиваемым работникам за выполнение трудовых обязанностей по месту основной работы, в НК внесены дополнения, согласно которым налоговая база по подоходному налогу в отношении доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, по договорам доверительного управления денежными средствами, от участия в фондах банковского управления, в виде процентов по банковским вкладам (депозитам), денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете в банках Республики Беларусь, определяется отдельно от иных видов доходов плательщика, выплачиваемых ему по месту основной работы.
Для установления единообразного подхода к налогообложению подоходным налогом доходов в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и по сберегательным сертификатам устанавливается единый порядок определения налоговой базы в отношении таких доходов.
Исходя из норм ст. 196 Банковского кодекса Республики Беларусь, а также Инструкции по выдаче, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.12.2006 № 219:
· сберегательный сертификат как ценная бумага удостоверяет сумму вклада (депозита) и право на получение суммы вклада (депозита) и процентов по нему. Право на выдачу сберегательного сертификата напрямую связано с осуществляемыми банком банковскими операциями, а именно привлечением денежных средств во вклад (депозит);
· проценты начисляются по вкладу (депозиту).
Таким образом, размещение денежных средств во вклад (депозит) и получение (оформление) сберегательного сертификата имеют одинаковую экономическую суть и схожие цели для собственников таких средств.
Упростился порядок определения налоговой базы подоходного налога по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок по договорам, заключенным с белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями, и договорам, заключенным с иностранными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, для повышения привлекательности налогового вычета, применяемого вместо фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг, установлено увеличение его размера с 10 до 20%.
Статья 208 «Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц». В целях приведения норм НК в соответствие с Положением о единовременном предоставлении семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего и последующих детей, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572, НК дополнен нормой, устанавливающей освобождение средств семейного капитала от подоходного налога.
Для установления единого порядка налогообложения по аналогии с расходами на служебные командировки освобождаются от подоходного налога такие же выплаты (суточные в пределах норм, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту назначения и обратно, по найму жилого помещения, иные расходы, произведенные с разрешения или ведома организации или индивидуального предпринимателя, оплачиваемые или возмещаемые в соответствии с законодательством), производимые плательщикам не по месту основной работы (службы, учебы), в том числе при выполнении ими работ (оказании услуг) по гражданско-правовым договорам, если такие выплаты предусмотрены указанными договорами.
Налогообложение доходов военнослужащих. В целях урегулирования вопроса освобождения от налогообложения доходов, получаемых военнослужащими в виде надбавок за особые условия службы, а также денежного вознаграждения за боевое дежурство, дежурство в суточном наряде, карауле, прыжки с парашютом, летные испытания авиационной техники, разминирование местности и обезвреживание взрывоопасных предметов, водолазные работы, химические, дозиметрические и другие аварийно-спасательные работы, работы в изолирующих противогазах, НК-2019 дополнен соответствующей нормой.
Налогообложение доходов в сфере здравоохранения. В соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» и ст. 15 Закона Республики Беларусь «О лекарственных средствах» на физических лицах могут проводиться клинические испытания лекарственных средств. Участие пациентов — физических лиц в клинических испытаниях лекарственных средств является добровольным.
В целях привлечения большего количества добровольцев, принимающих участие в клинических испытаниях, и, соответственно, развития производства и рынка сбыта лекарственных средств отечественного производства НК-2019 установлено освобождение от обложения подоходным налогом вознаграждений, выплачиваемых пациентам за участие в клинических испытаниях таких средств.
Материальная помощь может оказываться нанимателями в связи со смертью бывших работников, не достигших пенсионного возраста (например, в ситуации, когда гражданин проработал в организации определенное количество лет, ушел с работы в связи с тяжелым заболеванием, получив первую группу инвалидности и впоследствии умер, не дожив до пенсионного возраста). В целях урегулирования вопросов, связанных с налогообложением материальной помощи, выплачиваемой в подобных ситуациях, откорректирована соответствующая норма НК, что позволит в случае принятия нанимателем решения о выплате близкому родственнику материальной помощи в связи со смертью бывшего работника освободить ее от налогообложения, независимо от возраста умершего бывшего работника.
Расширена категория граждан, имеющих право на льготы, за счет дополнения ее членами профсоюзных организаций, получающими от таких организаций доходы.
Большое внимание на уровне Главы государства и Правительства уделяется вопросам укрепления института семьи, повышения престижа материнства и отцовства. Учитывая огромную идеологическую составляющую данных вопросов, в Республике Беларусь проводится республиканский конкурс «Семья года» (в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016–2020 годы»).
Порядок проведения конкурса утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.04.2012 № 53 (далее — Постановление № 53).
Постановлением № 53 для победителей республиканского конкурса установлены денежные премии в следующих размерах: к диплому I степени — до 100 базовых величин (далее — БВ); к диплому II степени — до 75 БВ; к диплому III степени — до 50 БВ. Кроме того, участники конкурса отмечаются призами и наградами. Учитывая, что конкурс является социально значимым государственным проектом, его проведение вносит значительный вклад в позиционирование образа благополучной семьи с несколькими детьми, освобождаются от подходного налога денежные премии и призы, получаемые участниками конкурса «Семья года» (аналогично освобождению от подоходного налога победителей ежегодных соревнований тружеников села «Дажынкi», семейного сельскохозяйственного проекта «Властелин села», призов, полученных спортсменами за участие в международных и республиканских соревнованиях).
Налогообложение доходов лиц, нуждающихся в получении медицинской помощи, а также в связи с чрезвычайными ситуациями природного и (или) техногенного характера. Для совершенствования и упрощения порядка применения льготы по подоходному налогу в отношении доходов, получаемых физическими лицами, нуждающимися в получении медицинской помощи, а также в связи с чрезвычайными ситуациями природного и (или) техногенного характера, в НК-2019 включена отдельная специальная норма.
На практике наниматели в соответствии с положениями коллективных договоров оказывают своим работникам (членам их семей) не «безвозмездную спонсорскую помощь», а «материальную помощь в денежной форме на лечение тяжелых заболеваний», что не позволяет в отношении такой помощи (даже при наличии соответствующих подтверждений нуждаемости в получении медицинской помощи) применить действующую льготу, так как норма, ее устанавливающая, распространяется на безвозмездную (спонсорскую) помощь и пожертвования, поступившие на благотворительный счет белорусского банка.
Кроме того, имеют место случаи предоставления плательщикам безвозмездной (спонсорской) помощи в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (например, пожар).
Вместе с тем действовавшие до недавнего времени положения НК-2018 не позволяли применить льготу по подоходному налогу в отношении такой безвозмездной (спонсорской) помощи, так как либо освобождалась материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайной ситуацией, либо право на льготу имели только три категории плательщиков: инвалиды, несовершеннолетние дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Возмездное отчуждение. В соответствии с ранее действовавшими положениями НК от подоходного налога освобождались доходы, полученные плательщиками от возмездного отчуждения:
· в течение 5 лет (в том числе путем продажи, мены, ренты) одного жилого дома с хозяйственными постройками (при их наличии), одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии), одного гаража, одного машино-места, одного земельного участка, принадлежащих им на праве собственности (доли в праве собственности на указанное имущество);
· иного имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности. При этом к иному имуществу для целей применения настоящей льготы не относятся объекты недвижимого имущества, не указанные выше.
<...>