Изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин: беспроцентная отсрочка (рассрочка) |
При осуществлении внешнеэкономической деятельности могут наступить обстоятельства, при которых установленный законодательством срок уплаты ввозной таможенной пошлины необходимо изменить. Особенности изменения срока уплаты ввозной таможенной пошлины определены ст. 58 и 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС).
Следует отметить, что ввозная таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Согласно положениям Договора о ЕАЭС суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами — членами ЕАЭС с последующим их перечислением в доход бюджетов государств — членов ЕАЭС.
Согласно положениям ТК ЕАЭС изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляется в форме отсрочки или рассрочки:
· отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин представляет собой изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин с единовременной уплатой плательщиком отсроченной суммы;
· рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин представляет собой изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин с поэтапной уплатой плательщиком рассроченной суммы.
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на основании заявления плательщика ввозных таможенных пошлин по решению таможенного органа.
Плательщиком может быть подано заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин как в отношении всей суммы, подлежащей уплате, так и в отношении части этой суммы.
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется только в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Поэтому решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин принимается таможенным органом, которым будет производиться выпуск товаров, при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В решении таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин указываются срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставляется отсрочка или рассрочка, и иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров.
При выпуске товаров с предоставлением отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставлена отсрочка, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, на который предоставлена такая отсрочка.
При принятии таможенным органом решения о предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин утверждается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин. При этом каждая из сумм, определенных для поэтапной уплаты, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, установленного для такой уплаты в соответствующем периоде.
Условием предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин является обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин. Обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин предоставляется в соответствии с гл. 9 ТК ЕАЭС способами, указанными в п. 1 ст. 63 ТК ЕАЭС. К таким способам относятся: денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог имущества.
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин согласно ст. 59 ТК ЕАЭС может быть предоставлена как с уплатой процентов, так и без уплаты процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку.
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов предоставляется при наличии оснований, указанных в п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС, к которым относятся:
1. причинение плательщику ввозных таможенных пошлин ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2. задержка плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из республиканского бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3. осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство — член ЕАЭС, если законодательством этого государства — члена ЕАЭС не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин;
4. ввоз на таможенную территорию ЕАЭС организациями государств-членов, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставка для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельско- хозяйственной техники, объектов племенного животноводства (племенных сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и других объектов племенного животноводства), племенной продукции (материала), продуктов, используемых для кормления животных.
Перечень указанных товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, с указанием кодов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) ЕАЭС определяется Евразийской экономической комиссией (да- лее — ЕЭК).
Следует отметить, что перечень товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с п. 4 п. 3 ст. 59 ТК ЕАЭС, определен Приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 (далее — Перечень).
Перечень может использоваться субъектами хозяйствования Республики Беларусь до определения ЕЭК перечня товаров, который будет использоваться всеми государствами — членами ЕАЭС.
В Перечень включены следующие товары:
· кукуруза сахарная (Zea mays var. saccharata) гибридная для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 0712 90 110 0);
· горох (Pisum sativum) для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 0713 100 0);
· фасоль обыкновенная, включая белую мелкосеменную фасоль (Phaseolus vulgaris), для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 0713 33 100 0);
· семена, плоды и споры для посева (код ТН ВЭД ЕАЭС 1209);
· инсектициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, родентициды (код ТН ВЭД ЕАЭС 3808 91, 3808 92, 3808 93, 3808 99).
Необходимо отметить, что для целей использования Перечня наименование товара используется только для удобства пользования, а сам товар определяется исключительно его кодом ТН ВЭД ЕАЭС;
5. иные основания, которые могут быть определены ЕЭК.
ТК ЕАЭС установил, что наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС, при которых отсрочка или рассрочка предоставляется без уплаты процентов, должно быть подтверждено плательщиком ввозных таможенных пошлин. ТК ЕАЭС предоставил компетенцию на уровне законодательства государств — членов ЕАЭС определить государственные органы, уполномоченные на подтверждение наличия указанных оснований, а также порядок выдачи таких подтверждений.
В Республике Беларусь определены государственные органы, уполномоченные на выдачу подтверждения:
· причинения плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы;
· задержки плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов финансирования из республиканского бюджета;
· задержки плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ.
Согласно ч. 2 п. 6 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее — Указ № 490) к таким уполномоченным органам относятся республиканские органы государственного управления, в ведомственной подчиненности которых находится плательщик, а также облисполкомы (Минский горисполком), если плательщик не находится в ведомственной подчиненности республиканских органов государственного управления.
Порядок выдачи подтверждения определен Положением о порядке выдачи подтверждения наличия отдельных оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 (далее — Положение № 406).
Положением № 406 определено, что выдача подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов осуществляется уполномоченным органом на основании письменного заявления лица, которое будет выступать плательщиком при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (далее — заявитель).
Заявление о выдаче подтверждения должно содержать следующие сведения:
· наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) заявителя, его место нахождения (место жительства (пребывания)), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер (при наличии);
· учетный номер плательщика заявителя (при наличии), электронный адрес (при наличии), контактный телефон заявителя;
· основание для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, которое должно быть подтверждено уполномоченным органом;
· таможенный орган, в котором будет осуществлено декларирование товаров.
Вместе с заявлением представляются следующие документы:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>