Уплата таможенных платежей путем взаимозачета |

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук
В соответствии с п. 6 ст. 61 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, а также момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) устанавливаются законодательством государства-члена, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. В развитие этой нормы п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Республики Беларусь установлена возможность проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), пеней, за исключением ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом).
Порядок проведения взаимозачета определяется законодательством, а именно вступившим в силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2011 № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов» (далее — Постановление № 136).
Рассмотрим данную форму уплаты таможенных платежей более подробно.
Так, Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной Постановлением № 136 (далее — Инструкция № 136), предусмотрено, что взаимозачет осуществляется в целях обеспечения своевременности расчетов между плательщиками и получателями бюджетных средств при недостаточности денежных средств для осуществления таких расчетов через банки.
Для целей Инструкции под денежными обязательствами получателей бюджетных средств понимаются неисполненные обязательства получателей бюджетных средств, подлежащие оплате за счет средств соответствующего бюджета, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов.
Таким образом, цель проведения взаимозачета обязательств плательщиков по платежам в бюджет и неисполненных обязательств перед ними получателей бюджетных средств — обеспечение своевременности расчетов между данными лицами при недостаточности денежных средств для осуществления таких расчетов через банки. Иными словами, взаимозачет проводится только в том случае, когда у кого-то из участников указанных расчетов нет в достаточном количестве средств, чтобы рассчитаться с бюджетом по иным налогам в обычном порядке — оплатив свои обязательства по безналичному расчету.
При этом взаимозачет проводится:
· по средствам республиканского бюджета — Министерством финансов Республики Беларусь;
· по средствам местного бюджета — главным финансовым управлением, финансовым управлением (отделом) местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня (далее — местный финансовый орган).
Взаимозачетом не может быть исполнена обязанность плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины, возникшая в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, после вступления в силу соответствующих международных договоров Республики Беларусь.
Лицами, участвующими в проведении взаимозачета (далее — участники взаимозачета), могут быть:
· плательщик, имеющий неисполненные обязательства по платежам в бюджет;
· инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки плательщика на учет (далее — налоговый орган);
· таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей (далее — таможня);
· получатель бюджетных средств, имеющий неисполненные обязательства перед плательщиком;
· территориальный орган государственного казначейства, обслуживающий получателя бюджетных средств;
· Министерство финансов;
· местный финансовый орган.
Вопрос 1
Организация осуществила выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для свободного потребления до подачи декларации на товары. Вправе ли организация уплатить налог на добавленную стоимость (далее — НДС) в отношении товаров путем взаимозачета?
Нет, не вправе, поскольку согласно п. 3 Инструкции № 136 участвовать в проведении взаимозачета может только таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей. Таким образом, таможня, которая осуществила выпуск товара до подачи декларации на товары, не может являться участником взаимозачета.
<...>