Проверяемые вопросы и типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок органами ФСЗН |

В соответствии с пунктами 8, 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее — Положение о Фонде), и пунктом 18 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд) и его территориальными органами осуществляется контроль над соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.
Меры профилактического и предупредительного характера в форме мониторинга органами Фонда осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его территориальными органами мониторинга соблюдения законодательства о государственном социальном страховании и учета его результатов, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 17.05.2018 № 56.
Проверки и мероприятия в отношении плательщиков обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование (далее — плательщики) проводятся по следующим вопросам:
1) правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;
2) обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
3) правильность заполнения и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования;
4) правильность заполнения и своевременность представления отчетности.
В ходе мониторингов изучаются документы (в части их правильного оформления), на основании которых назначены пособия из средств государственного социального страхования (листки нетрудоспособности, а также документы, необходимые для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, и пособия на погребение). Проведение мониторинга без письменного согласия плательщика на его проведение запрещается.
Типичные нарушения, выявленные при проведении проверок, контрольных мероприятий, а также мониторингов органами Фонда в I полугодии 2021 г.
Правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме
1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов
Излишне начислены обязательные страховые взносы:
на суммы выплат, превышающие пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, —
нарушена статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — Закон об обязательных страховых взносах);
работодателями на пенсионное страхование в размере 28% на суммы выплат, начисленные в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами II группы, —
нарушена статья 4 Закона об обязательных страховых взносах;
на суммы выплат в пользу граждан, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, а также на суммы выплат после увольнения —
нарушена статья 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»;
на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования, —
нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее — Перечень);
на суммы выходного пособия согласно статье 48 Трудового кодекса Республики Беларусь;
на суммы выходного пособия в связи с призывом на срочную военную службу —
нарушен пункт 2 Перечня;
на суммы единовременных пособий, выплаченных работникам в размере месячной тарифной ставки в связи с переездом на работу в другую местность;
на суммы компенсаций в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь (за разъездной характер работы), —
нарушен пункт 3 Перечня;
на суммы материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами (в том числе на материальную помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска, предусмотренную Положением о порядке оказания материальной помощи), —
нарушен пункт 7 Перечня.
В соответствии с пунктом 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение об уплате), излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии — в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.
Не начислены обязательные страховые взносы:
на суммы единовременных премий, вознаграждений по итогам работы за год;
на суммы единовременного пособия за непрерывный стаж работы, в связи с установлением инвалидности, уходом на пенсию и увольнением;
на суммы материальной помощи к календарным и профессиональным праздникам, в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением;
на суммы вознаграждений к юбилейным датам, торжественным событиям, в связи с объявлением благодарности, стоимость новогодних подарков детям работников;
на суммы ежемесячных премий и надбавок;
на суммы единовременной выплаты на оздоровление;
на суммы среднедневного заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации;
на суммы оплаты трудового отпуска;
на суммы заработной платы, начисленной работникам за участие в весенне-полевых и уборочных работах в подсобном хозяйстве;
на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, взамен предупреждения о предстоящем увольнении, при досрочном расторжении контракта;
на суммы вознаграждений работнику предприятия — члену наблюдательного совета;
на суммы оплаты проживания молодым специалистам за счет средств работодателя;
на суммы денежной помощи молодым специалистам;
на суммы выплаченной денежной помощи молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование из расчета тарифной ставки;
на суммы выплат в результате неверного применения ограничения выплат пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике;
на суммы вознаграждений по гражданско-правовому договору;
на стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения», —
нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;
работодателем на пенсионное страхование в размере 28% на суммы выплат, начисленные в пользу работающего гражданина, у которого II группа инвалидности снята, —
нарушена статья 4 Закона об обязательных страховых взносах;
сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы, —
нарушен пункт 5 Положения об уплате.
На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 12.15 КоАП, до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена статьей 11.54 КоАП.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее — форма ПУ-3) (тип формы — исходная), которые откорректируют ранее представленные данные за соответствующий отчетный период (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3).
2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование
Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на суммы выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации);
на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
на суммы выплат, начисленные работнику за период работы по профессии, не включенной в перечень рабочих мест с особыми условиями труда;
на суммы вознаграждения по итогам года, выплаченные после увольнения, —
нарушен пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (далее — Закон о ППС);
на суммы пособий по временной нетрудоспособности —
нарушен пункт 1 Перечня;
на суммы материальной помощи в связи со смертью близких родственников, на материальную помощь в связи со вступлением в брак —
нарушен пункт 7 Перечня;
в периоды, когда ведение педагогической деятельности в части реализации образовательных программ был в объеме менее 18 часов в неделю —
нарушен пункт 24.2 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования».
Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии — в счет предстоящей уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам (пункт 24 Положения об уплате).
Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на суммы выплат, начисленных за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю учета рабочего времени;
на сумму выплат, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда;
на суммы премий к профессиональному празднику, праздничному дню, по итогам соцсоревнования, по итогам года, за достижения в работе;
на суммы оплаты за работу в праздничные, выходные дни и ночное время;
на суммы доплат за классность, стаж работы, сверхурочное отработанное время, за вредность;
на суммы материальной помощи, оказанной работникам в связи с юбилейными датами рождения, тяжелым материальным положением;
на сумму доплат за интегрированное обучение, доплату за категории, методическую литературу педагогическим работникам;
на суммы оплаты трудовых отпусков;
на стоимость натуральной оплаты труда по итогам года;
на суммы компенсации за неиспользованный отпуск —
нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС.
На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 12.15 КоАП, до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена статьей 11.54 КоАП.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 (далее — форма ПУ-6) (тип формы — корректирующая) за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование
В нарушение пунктов 4, 11, 12, 26 Положения об уплате обязательные страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда уплачивались:
позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20-го числа месяца, следующего за истекшим;
при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями уплата производилась в следующий за ними рабочий день;
не представлялись в банки при получении средств на оплату труда платёжные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме; либо представлялась в банк справка, содержащая недостоверные сведения о том, что обязательства по перечислению указанных платежей плательщиками исполнены или отсутствуют.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 12.15 КоАП, до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена статьей 11.54 КоАП.
Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление
1. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей:
пособие в связи с рождением ребенка назначено и выплачено на ребенка, не зарегистрированного по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь на день обращения за назначением пособия;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено на ребенка, не зарегистрированного по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь на день обращения за назначением пособия;
пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено и выплачено за период нахождения ребенка в учреждении образования с круглосуточным режимом пребывания;
назначено и выплачено два вида пособий, предусмотренных статьями 14 и 15 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон № 7-З) (на детей в возрасте от 3 до 18 лет и на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей), —
нарушена статья 1 Закона № 7-З;
пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка назначены и выплачены в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату выплаты;
пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, при рождении двойни назначено и выплачено дважды;
пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначено и выплачено в случае, когда женщина не выполняла предписания врачей-специалистов в течение всего срока беременности;
пособие в связи с рождением первого ребенка выплачивалось в размерах, установленных для пособия в связи с рождением второго ребенка, и наоборот, при рождении второго ребенка выплачивалось как на первого ребенка —
нарушены статьи 10, 11 Закона № 7-З;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на второго ребенка выплачено в размерах, установленных для первого ребенка;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено за полный месяц, следовало выплатить по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено по день, предшествующий дню достижения ребенком возраста 3 лет;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет работнице, выполнявшей работу по гражданско-правовому договору, выплачивалось в полном размере, следовало — в размере 50 процентов от полного размера пособия;
при определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитывался ребенок, достигший 18 лет;
при определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитывался ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, —
нарушена статья 13 Закона № 7-З;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено семье, в которой воспитываются дети только в возрасте до 3 лет, или назначено семье, в которой не воспитывается ребенок до 3 лет;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено не с даты рождения младшего ребенка, а с даты предоставления работнице социального отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено на каждого ребенка, следовало — одно пособие семье;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно, а за полный месяц;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения старшим ребенком 18 лет, а до конца месяца;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет в месяце выхода матери на работу на полный рабочий день выплачено в размере 50% от назначенного. Указанное пособие назначается со дня рождения младшего ребенка и выплачивается ежемесячно по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно, если в этот период в семье воспитывается ребенок в возрасте от 3 до 18 лет включительно, независимо от занятости лица, осуществляющего уход, —
нарушена статья 14 Закона № 7-З;
при выплате пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (в семье воспитывается ребенок-инвалид), выплата пособия на другого ребенка, в месяце исполнения ему 3 лет, произведена за полный месяц, следовало — пропорционально — со дня, следующего за днем исполнения ему 3 лет;
пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено и выплачено на ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами Республиками Беларусь, —
нарушена статья 15 Закона № 7-З;
пособие на ребенка-инвалида назначено и выплачено позднее дня, предшествующего дню достижения им возраста 18 лет (по день достижения возраста 18 лет включительно);
пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначены и выплачены на других детей, не являющимися инвалидами, которые получают профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования за счет бюджетных средств;
пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено без соблюдения условия, согласно которому трудоспособный отец в полной семье должен отработать не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за пособием, —
нарушена статья 16 Закона № 7-З;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня рождения ребенка, а не со дня, следующего за днём окончания периода освобождения от работы, учёбы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивалось с даты трудоустройства получателя пособия, а не со дня, следующего за днем прекращения его выплаты по прежнему месту выплаты, если обращение за их назначением последовало не позднее шести месяцев и при условии, что семья имела право на государственные пособия за период, в течение которого они не выплачивались;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, следовало — со дня рождения младшего ребенка;
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня достижения старшим ребенком возраста 3 лет, следовало — со дня, следующего за днем достижения возраста 3 лет;
при оплате двух листков нетрудоспособности в связи с беременностью и родами (основной на 126 календарных дней и дополнительный на 14 календарных дней) неверно определен период, с которого назначается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (назначено со дня, следующего за днем окончания основного листка нетрудоспособности по беременности и родам, а следовало — со дня, следующего за днем окончания дополнительного листка нетрудоспособности);
в случае, когда семье назначено и выплачивалось пособие из отдельных категорий семей на ребенка-инвалида, при рождении второго ребенка семье необоснованно назначено и выплачивалось пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет, в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет. При наличии у семьи права на несколько видов пособий на детей старше 3 лет, пособие назначается по одному из оснований;
пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет из отдельных категорий семей выплачено не со дня признания ребенка инвалидом, а за весь месяц с его начала;
пособие выплачено не со дня признания ребенка инвалидом, а со дня выдачи удостоверения инвалида —
нарушена статья 22 Закона № 7-З;
в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не прекращена —
нарушена статья 24 Закона № 7-З;
размер пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не перерасcчитывался —
нарушена статья 27 Закона № 7-З;
размер пособия изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств (пособие выплачено в размере 50% от установленного пособия со дня выхода матери на работу, следовало выплатить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения указанных обстоятельств), —
нарушен пункт 19 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569 (далее — Положение № 569 (пособия);
не прекращена выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних детей решения об отобрании детей —
нарушен пункт 20 Положения № 569 (пособия);
пособия назначены без наличия всех необходимых документов, пособие в связи с рождением ребенка назначено на основании ксерокопии справки о рождении —
нарушены пункты 8, 27, 29, 34, 42, 44 Положения № 569 (пособия);
размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, назначенного на второго или последующего ребенка, не пересматривался в случае, если до достижения им возраста 3 лет уменьшилось количество детей в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье, и в результате этого в семье на воспитании остался один ребенок в возрасте до 18 лет, —
нарушен пункт 36 Положения № 569 (пособия).
Указанные нарушения повлекли за собой переплаты пособий семьям, воспитывающим детей, которые органами Фонда не приняты к зачету в соответствии с пунктом 15 Положения о Фонде, а также недоплаты пособий, которые подлежали доплате.
На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в части оформления документов, необходимых для назначения пособий семьям, воспитывающим детей) в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.
2. Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам
В позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача» не проставлен оттиск личной печати лечащего врача при выдаче либо при закрытии листка нетрудоспособности —
нарушен пункт 46.1 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1 (далее — Инструкция № 1/1);
при продлении листка нетрудоспособности на срок, превышающий 10 дней, при оказании пациенту медицинской помощи в амбулаторных условиях в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» не проставлен оттиск печати врача-руководителя, либо отсутствует запись о должности —
нарушен пункт 46.2 Инструкции № 1/1;
отсутствует оттиск печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения исправлений —
нарушен пункт 47 Инструкции № 1/1;
исправление не заверено оттиском печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок», ошибочно внесенная запись не оговорена на левом поле листка нетрудоспособности;
в листке нетрудоспособности допущено более двух исправлений —
нарушен пункт 49 Инструкции № 1/1;
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «наименование организации здравоохранения, выдавшей листок нетрудоспособности» —
нарушен подпункт 50.1 пункта 50 Инструкции № 1/1;
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «первичный/продолжение/дубликат» —
нарушен подпункт 50.3 пункта 50 Инструкции № 1/1;
не заполнены число, месяц, год рождения временно нетрудоспособного лица в позиции листка нетрудоспособности «Дата рождения (число, месяц, год)» —
нарушен подпункт 50.6 пункта 50 Инструкции № 1/1;
не заполнен код заболевания в соответствии с МКБ в позиции листка нетрудоспособности «Заключительный диагноз по МКБ» —
нарушен подпункт 50.10 пункта 50 Инструкции № 1/1;
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «Режим» —
нарушен подпункт 50.14 пункта 50 Инструкции № 1/1;
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «собственное имя, дата рождения ребенка»;
в случае установления одного из видов временной нетрудоспособности в связи с травмой в быту лечащим врачом не внесена дата травмы —
нарушен подпункт 50.15.2 пункта 50 Инструкции № 1/1;
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности» —
нарушен подпункт 50.15.3 пункта 50 Инструкции № 1/1;
в позиции листка нетрудоспособности «ВКК» не указана должность председателя ВКК либо отсутствует оттиск личной печати председателя ВКК —
нарушен подпункт 50.16 пункта 50 Инструкции № 1/1;
в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» — в графе «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача (помощника врача, фельдшера)» фамилия лечащего врача (помощника врача, фельдшера) не заверена подписью либо отсутствует оттиск личной печати; в графе «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» не указана должность, руководителя, либо не проставлена его подпись, либо отсутствует оттиск личной печати в предусмотренных случаях —
нарушен подпункт 50.17 пункта 50 Инструкции № 1/1;
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности» —
нарушен подпункт 50.19 пункта 50 Инструкции № 1/1;
в позиции листка нетрудоспособности «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача (помощника врача, фельдшера)» не указана фамилия либо отсутствует подпись лечащего врача (помощника врача, фельдшера), закрывшего листок нетрудоспособности (справку), —
нарушен подпункт 50.21 пункта 50 Инструкции № 1/1;
на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы» —
нарушен пункт 55 Инструкции № 1/1;
пособие по временной нетрудоспособности (далее — пособие) назначено на основании справки о временной нетрудоспособности —
нарушен пункт 3 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее — Положение № 569).
пособие по временной нетрудоспособности назначено при обращении за его назначением по истечении 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, —
нарушен пункт 4 Положения № 569;
пособие по уходу за больным членом семьи назначено за период, совпавший с периодом нахождения ухаживающего лица в трудовом отпуске, —
нарушен пункт 6 Положения № 569;
пособие назначалось за период, за который работнику начислялась заработная плата, —
нарушен подпункт 9.5 пункта 9 Положения № 569;
пособие назначено за период отпуска без сохранения заработной платы —
нарушен подпункт 9.6 пункта 9 Положения № 569;
пособие по уходу за больным членом семьи назначено за период после прекращения выполнения работы по гражданско-правовому договору —
нарушен подпункт 9.7 пункта 9 Положения № 569;
пособие назначено по день установления инвалидности включительно, а также за период после установления инвалидности, следовало — до дня установления инвалидности —
нарушен пункт 10 Положения № 569;
пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием, более чем на 60 календарных дней непрерывно, более чем на 90 календарных дней с перерывами в календарном году —
нарушен пункт 11 Положения № 569;
пособие по уходу за больным членом семьи, достигшим 14 лет, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях назначено более чем на 7 календарных дней по одному случаю заболевания —
нарушен пункт 13 Положения № 569;
пособие по временной нетрудоспособности назначалось в размере менее чем минимальный размер пособия в месяц, а именно менее 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности неверно определено количество календарных дней для размера 80 процентов и 100 процентов;
пособие по временной нетрудоспособности, в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100 процентов среднедневного заработка, а следовало в размере 80 процентов;
пособие по временной нетрудоспособности было назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка на период, когда следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка, так как случай нетрудоспособности является непрерывным;
в случае непрерывной временной нетрудоспособности для исчисления пособия по очередному листку нетрудоспособности определялся новый расчетный период (пособие назначалось как при новом случае) —
нарушен пункт 16 Положения № 569;
пособие по временной нетрудоспособности назначено исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности, следовало назначить в минимальном размере, так как обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие, —
нарушен пункт 17 Положения № 569;
пособие работнику, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющему льготы в соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, а следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка с первого дня начала нетрудоспособности;
пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка —
нарушен пункт 18 Положения № 569;
при нарушении режима, предписанного врачом, оплата произведена за все дни временной нетрудоспособности, включая дни неявки на прием, не удостоверенные листом нетрудоспособности;
при определении размера пособия не учитывался факт употребления алкоголя, нарушения режима, предписанного врачом;
пособие в случае заболевания, причиной которого явилось потребление алкоголя, назначено за первые 6 календарных дней временной нетрудоспособности —
нарушен пункт 19 Положения № 569;
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за период, в который включен месяц наступления нетрудоспособности;
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, следовало — за 6 месяцев;
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности в заработок за расчетный период (6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие), включались выплаты по предыдущему месту работы;
пособие по временной нетрудоспособности назначено в минимальном размере, следовало назначить, исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности, —
нарушен пункт 21 Положения № 569;
из числа календарных дней расчетного периода не исключены календарные дни трудового, социального отпусков, временной нетрудоспособности, дни отпуска без сохранения заработной платы, период нахождения на военных сборах с оплатой в размере среднедневного заработка;
из числа календарных дней расчетного периода исключались выходные и праздничные дни;
из числа календарных дней расчетного периода исключены праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, а также периоды прогулов;
из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, а не сами периоды —
нарушен пункт 22 Положения № 569;
в случаях, когда число календарных дней расчетного периода составило менее 30, пособие исчислено из среднедневного заработка, следовало исчислить из тарифной ставки (тарифного оклада), установленной(ого) на день возникновения права на пособия, —
нарушен пункт 23 Положения № 569;
в заработок для исчисления пособия излишне включались суммы среднего заработка за период трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;
в заработок для исчисления пособия работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (суммы поощрения к грамоте, материальной помощи);
в заработок для исчисления пособия не включались выплаты, надбавки, которые следовало включать (надбавка к окладу, доплата по контракту, ежемесячная премия, в том числе выплаченная из внебюджетного источника);
в заработок для исчисления пособия премии и иные выплаты учитывались не пропорционально отработанному времени (если месяц, в котором выплачена премия или иная выплата, отработан не полностью) —
нарушен пункт 24 Положения № 569;
пособие по временной нетрудоспособности исчислено за большее или меньшее число календарных дней, чем количество календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности, —
нарушен пункт 25 Положения № 569;
пособие работнику, работающему по гражданско-правовому договору, исчислено как работающему по трудовому договору;
неверно учтены суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и количество календарных дней для исчисления среднедневного заработка;
неверно исчислено пособие работнику, выполняющему работу по гражданско-правовому договору. Вознаграждение за выполненную работу по данному гражданско-правовому договору выплачено после возникновения права на пособие. Следовало пособие исчислить из размера среднедневного вознаграждения, выплаченного после возникновения права на пособие и уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда с данного вознаграждения;
пособие работнику, работающему по гражданско-правовому договору, назначено и выплачено в случае, когда временная нетрудоспособность наступила после окончания выполнения работ по гражданско-правовому договору, —
нарушен пункт 27 Положения № 569;
пособие назначено и выплачено в случае, когда временная нетрудоспособность наступила после объявления простоя, —
нарушен пункт 28 Положения № 569;
доплата (разница между размерами выплаченного пособия по беременности и родам за период, удостоверенный листком (листками) нетрудоспособности и размером пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, исчисленного за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам) произведена в период, установленный листком нетрудоспособности по беременности и родам, без назначения матери или отцу, другому родственнику или члену семьи ребенка пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет —
нарушен пункт 30 Положения № 569;
пособия не назначены по каждому месту работы (по основному месту работы и по гражданско-правовым договорам у данного нанимателя) —
нарушен пункт 31 Положения № 569.
Указанные нарушения привели к переплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые в соответствии с пунктом 38 Положения № 569 органами Фонда не принимаются к зачету, а также к недоплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые подлежат доплате. На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 (тип формы — исходная) за соответствующий отчетный период, которая откорректирует ранее представленные данные в части размеров пособий по временной нетрудоспособности (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3). В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (переплаченные суммы не удержаны с получателя пособий) данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и соответственно включить в корректирующую форму ПУ-3 (тип формы — исходная).
При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в оформлении листков нетрудоспособности) в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.
3. Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающего ребенка-инвалида до 18 лет
Свободный от работы день в месяц не предоставлялся (отработаны все дни по графику работы), а оплата свободного от работы дня в месяц производилась —
нарушен пункт 10 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34;
размер сохраняемого среднего дневного заработка исчислен из заработной платы, начисленной работнику не за два календарных месяца работы, предшествующих месяцам, в которых представлялись свободные от работы дни;
при исчислении среднего заработка в расчет включались суммы среднедневного заработка, сохраняемого за время предоставления свободного дня в месяц, и в то же время не включалась ежемесячная премия;
оплата произведена из расчета среднечасового заработка работнику, учет рабочего времени которого ведется в днях, а не среднедневного —
нарушен пункт 18 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47.
4. Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление
При расчете частичной доплаты за путевку неверно определен ее размер в процентах от полной стоимости;
размер частичной доплаты за путевку рассчитан не от полной стоимости путевки, указанной в документах, —
нарушен пункт 4 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»;
при обращении за получением путевки в детский санаторий, не предоставлена справка с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году;
работнику, сопровождающему инвалида I группы, путевка выдана при отсутствии заключения ВКК о необходимости такого сопровождения —
нарушен пункт 8 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее — Положение № 542);
неверно определялся размер денежного дохода (не включены пенсия по возрасту, сумма выплат за работу по внешнему совместительству);
размер среднемесячного денежного дохода определен за 12 календарных месяцев, не предшествующих месяцу выдачи путевки;
при определении размера платы за путевку размер начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь применен не за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки —
нарушен пункт 15 Положения № 542;
плата за путевку, приобретенную за счет средств государственного социального страхования, несвоевременно перечислялась в бюджет фонда —
нарушен пункт 16 Положения № 542.
На основании пунктов 15 — 17 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляются пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.
5. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение
Пособие выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти;
пособие выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за прошлый месяц относительно месяца наступления смерти, следовало выплатить за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти —
нарушена статья 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле»;
пособие выплачено на основании копии справки о смерти —
нарушен пункт 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585.
Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования
1. По представлению формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» (далее — форма ПУ-1):
Не была представлена форма ПУ-1 на застрахованное лицо в случае изменения фамилии при вступлении в брак —
нарушен пункт 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее — Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ).
2. По сведениям о приеме и увольнении по форме ПУ-2 (далее — форма ПУ-2) установлено:
По застрахованным лицам, принятым на работу и уволенным с работы по внутреннему совместительству, сведения в разделе 3 формы ПУ-2 в установленном порядке не представлены;
неверно представлены сведения по застрахованным лицам, принятым и (или) уволенным с работы по основному месту работы, по внешнему совместительству;
сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы;
не представлены сведения о переводе застрахованных лиц на другую должность;
несоответствие данных, отраженных в форме ПУ-2, данным, указанным в приказах (распоряжениях) о приеме на работу и (или) увольнении с работы, —
нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
непредставление и (или) представление формы ПУ-2 с нарушением установленного срока —
нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее — Правила).
3. По форме ПУ-3 установлено:
Непредставление и (или) представление формы ПУ-3 с нарушением установленного срока —
нарушен пункт 16 Правил;
в форме ПУ-3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, отражены не в тех месяцах, за которые они начислены; суммы премий и материальной помощи отражены не в тех месяцах, в которых они начислены;
не отражены (неверно отражены) выплаты, произведенные по гражданско-правовым договорам;
неправомерно отражены суммы обязательных страховых взносов на пенсионное страхование (28%) работающему инвалиду II группы;
суммы заработной платы и иных выплат, отраженные в форме ПУ-3, не соответствуют суммам, указанным в бухгалтерских документах;
в форме ПУ-3 в графе «Сумма выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы» отражены выплаты, на которые в соответствии с законодательством не начисляются обязательные страховые взносы;
в форме ПУ-3 в графе «Сумма пособий по временной нетрудоспособности» включены суммы пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, пособий в связи с рождением ребенка, пособий женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, —
нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
по застрахованным лицам, работавшим в течение отчетного периода (года) по трудовому договору и гражданско-правовому договору, форма ПУ-3 не заполнена отдельно по каждому виду договора, а заполнена одна форма;
заполнена одна форма ПУ-3 по застрахованному лицу, выполнявшему работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год), —
нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 неверно отражены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (код вида деятельности «ДЕТИ»), периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (код вида деятельности «ПОСОБИЕ»), периоды выполнения работ на основе гражданско-правовых договоров (код вида деятельности «ДОГОВОР»);
не заполнен период уплаты обязательных страховых взносов в месяце, в котором начислена только премия (материальная помощь и т.п. выплаты) (код вида деятельности «ПРЕМИЯ») женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
при заполнении раздела 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 из периода уплаты взносов (код вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ») не исключались дни прогулов и социальных отпусков без сохранения заработной платы —
нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.
4. По форме ПУ-6 установлено:
в форме ПУ-6 отражались выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование;
в форме ПУ-6 не отражались суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные работникам в связи с их занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, —
нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
некорректно отражались в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 периоды занятости в особых условиях труда (в периоды работы с особыми условиями труда включены выходные дни, следовавшие за днями, когда работник не работал в особых условиях труда либо находился на больничном листе; периоды занятости в особых условиях труда указаны не в соответствии с занятостью на рабочем месте, которая подтверждается табелем учета рабочего времени; в периоды работы с особыми условиями труда включены дни, когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня);
из периодов работы с особыми условиями труда необоснованно исключались периоды очередных отпусков, которые следовали непосредственно после работы в особых условиях труда, праздничные и выходные дни, следовавшие за периодом (днем), в котором работник был занят на работе в особых условиях труда и подлежал профессиональному пенсионному страхованию, —
нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, была предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин, а с 01.03.2021 указанная ответственность предусмотрена в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде наложения штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Правильность заполнения и своевременности представления отчетности
В отчетах формы 4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — отчет формы 4-фонд):
суммы задолженности плательщика Фонду не соответствовали данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 69 (171) «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» —
нарушен пункт 3 указаний по заполнению 4-фонд, утвержденных приказом и постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2017 № 152, от 30.11.2018 № 83, от 29.11.2019 № 62 (далее — указания по заполнению);
в строке 02 отчета не отражена среднесписочная численность застрахованных работников, являющихся инвалидами II группы, —
нарушен пункт 6 указаний по заполнению от 30.11.2018 № 83;
по строке 04 отчета «Общая начисленная сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые взносы», имеются расхождения с данными бухгалтерского учета —
нарушен пункт 8 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62;
в строке 05 отчета не отражена сумма выплат, начисленная работающим инвалидам II группы, на которую начисляются обязательные страховые взносы, —
нарушен пункт 9 указаний по заполнению от 30.11.2018 № 83;
по строке 08 отчета «Начисленные обязательные страховые взносы» имеются расхождения с данными бухгалтерского учета —
нарушен пункт 12 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62;
по строке 11 отчета неверно отражена сумма частичной доплаты за выделенные работникам путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования, вносимая наличными в кассу плательщика, —
нарушен пункт 15 указаний по заполнению от 30.11.2018 № 83
по строке 15 отчета неверно отражались суммы расходов, произведенные плательщиком за счет средств бюджета фонда, —
нарушен пункт 19 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62;
по строке 21 отчета неверно отражено количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия, —
нарушен пункт 23 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62;
излишне отражены расходы, произведенные за счет средств бюджета фонда, —
нарушены пункты 3, 19 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62;
расходы, произведенные за счет средств бюджета фонда, разнесены не за соответствующие месяцы отчетного квартала —
нарушен пункт 19 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62;
недостоверно отражено количество дней пособий по беременности и родам, за которые начислены пособия, и недостоверно отражены суммы начисленных пособий по беременности и родам с начала отчетного периода —
нарушен пункт 23 указаний по заполнению от 30.11.2018 № 83;
данные РАЗДЕЛА IV «Использование средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» отчета 4-фонд в части количества дней нетрудоспособности, количества и видов пособий, сумм пособий не соответствуют данным бухгалтерского учета плательщиков о фактически произведенных расходах —
нарушен пункт 24 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62;
неверно отражено количество и сумма выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет —
нарушен пункт 26 указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62.
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, была предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин, а с 01.03.2021 указанная ответственность предусмотрена в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде наложения штрафа в размере до двадцати базовых величин.