Будущее трансфертного ценообразования |
Обсуждение нового Налогового кодекса, который должен вступить в силу в 2020 году, породило много идей, дискуссий, надежд… Впрочем, реалисты понимали: основной посыл для разработчиков документа сформулирован объективно правильно: сделать фискальную политику более справедливой и дружелюбной для экономических агентов, но при этом не уменьшить доходную часть бюджета.
Поэтому в целом предприниматели значительных поблажек от новой фискальной политики не ждали. В чем откровенно призналась советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова. По ее убеждению, главное-то чтобы не налогов стало меньше, а их администрирование – более простое и менее затратное. И ее, как представителя интересов бизнеса, смущает в обновленном проекте кодекса проблема трансфертного ценообразования. Ведь если сделка происходит, например, между взаимозависимыми компаниями и превышает определенную сумму, то подпадает под контроль налоговых органов. Самые распространенные такие контракты – между производителем и его товаропроводящей сетью. И тогда поставщику приходится подтверждать, что он не уходит от налогов и его цена обоснованная. И подтверждать через сравнение с сопоставимыми сделками. А там критериев прописано… Речь идет не только об аналогичном товаре, но и схожих условиях: сезонность, ситуация на рынке, способ оплаты.
Правда, есть другой механизм: для своего оправдания использовать финансово-экономические оценки на основе документов аналогичных предприятий. «Но кто из коллег их предоставит?» – удивляется Татьяна Быкова. Новый закон вроде бы разрешает плательщику заключить с налоговыми органами соглашение о том, что заявленная им контрактная цена адекватная. Но предприниматели сомневаются: будет ли этот механизм эффективно работать? Захотят ли в массовом порядке сотрудники МНС брать на себя столь серьезную ответственность?
Предприниматели считают: при таком подходе к трансфертному ценообразованию некоторые, даже вполне добросовестные, компании попадают в зону риска. И могут оказаться втянутыми в долгое объяснение с контролирующими органами. Тем более что один из основных тезисов обновленного пакета делового законодательства – презумпция добросовестности. Фирма таковой считается, пока не доказано и документально не подтверждено обратное. А с трансфертными ценами им вроде бы сразу приходится оправдываться.
С доводами бизнеса в целом сложно не согласиться. С его точки зрения, сбор доказательств искусственного изменения контрактных цен – дело налоговых служб. С другой стороны, будут ли они согласны с оценками контролеров?
Впрочем, звучали на заседании клуба и другие точки зрения. Причем от представителей бизнеса. Мол, не мешало бы оценить эффективность упрощений прошлых лет. Их было-то немало. И некоторые используются для минимизации налоговой нагрузки. Все знают об этих схемах, в некоторых странах они запрещены законом. Ибо де-факто являются уходом от платежей в бюджет. Да, часть бизнеса сокращает так свои затраты. Но кому-то же приходится наполнять казну! Значит, происходят усиленные поиски налогооблагаемой базы по другим статьям.
Видимо, работы у экспертов от бизнеса и налоговых органов по шлифовке фискальной политики еще осталось предостаточно. Впрочем, радует, что, несмотря на некоторые противоположности взглядов, в целом предпринимательская общественность начинает видеть в МНС если не друга, то доброго товарища. Как говорят в кулуарах, лучше найти с ними компромисс, чем потом проблемой займутся оперативные службы.
Источник «Рэспублiка»
От редакции PRO налоги.
Напомним какие изменения в ТЦО ждут бизнес в 2019 г.
По итогам обсуждения главы Налогового кодекса по трансфертному ценообразованию с представителями бизнеса и госорганов предусмотрено сужение круга лиц, сделки которых подлежат контролю применения ТЦО.
Сокращение контролируемых сделок произойдет в результате увеличения размера суммы контролируемых сделок плательщиков: в 4 раза до не менее 400 тыс BYN (200 тыс USD) для плательщиков, не относящихся к категории крупных, и в 2 раза до 2 млн бел руб (1 млн USD) - для крупных плательщиков.
Для крупных плательщиков по внешнеторговым сделкам контроль будет установлен только в отношении сделок с взаимозависимыми лицами, резидентами оффшорных зон и стратегическими товарами.
В отношении операций с недвижимым имуществом контроль трансфертного ценообразования согласован по сделкам между взаимозависимыми лицами. При этом в качестве источника информации, содержащего сведения о рыночной стоимости объектов, плательщики будут вправе использовать результаты оценки независимого оценщика, определенные на основании фактически сложившихся рыночных цен.
В отношении контроля сделок между резидентами Республики Беларусь изменений не произошло.
Контроль применения ТЦО производится в отношении сделок с взаимозависимыми лицами - белорусскими организациями, которые не уплачивают налог на прибыль ввиду того, что относятся к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяют особые режимы налогообложения, и (или) осуществляют деятельность на определенных белорусским законодательством территориях.
Контроль ТЦО по сделкам с указанными взаимозависимыми белорусскими организациями производится также в отношении крупных плательщиков.
В налоговом законодательстве появится возможность заключения с налоговым органом соглашения по ценообразованию. Эта норма будет распространяться на организации, включенные в перечень крупных плательщиков, и организации, совершившие анализируемые сделки по реализации (приобретению) работ и услуг, стоимость которых превышает 2 млн BYN (1 млн USD).
Согласовано предложение об исключении 20%-ного отклонения цены от минимального значения рыночной цены. Предлагается осуществлять корректировку налога на прибыль, когда есть отклонения цены от минимального и максимального значений диапазона цен. Также предложено до 2022 г (включительно) не начислять пени на суммы налога на прибыль, доначисленного в связи с применением организацией трансфертных цен (за исключением доначисленных по материалам, предоставленным правоохранительными органами).
Вопрос увеличения до 25% с 20% доли участия лица в уставном капитале организации для признания их взаимозависимыми лицами решено рассмотреть в случае внесения соответствующих изменений в Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах».
<...>