Методы определения налоговой базы для целей ТЦО и источники информации |
Предприятие (резидент РБ) является иностранным обществом с ограниченной ответственностью (ИООО). Учредителями являются две иностранные компании, уставный фонд сформирован с долями 25% и 75%.
Деятельность ИООО заключается в оказании консультационных услуг в области информационных технологий иностранной компании, имеющей 75 %в уставном фонде. Другие виды деятельности ИООО не осуществляет.
Так как объем сделок, совершенных по внешнеэкономической деятельности с взаимозависимым лицом, превышает порог, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 30-1 Налогового Кодекса, то они являются контролируемыми с точки зрения трансфертного ценообразования.
Информация о похожих организациях, оказывающих аналогичные услуги, сопоставимых по численности и объемам оказываемых услуг, в открытых источниках практически отсутствует.
По запросу ИООО организации, оказывающие услуги по подготовке документов по трансфертному ценообразованию, выставили коммерческие предложения.
Стоимость таких услуг варьируется в диапазоне 10 000—14 000 BYN (5 000 - 7 000 EUR). Объясняется такая стоимость тем, что данные для сравнения берутся из таких баз данных, как Ruslana (информация о компаниях России, Украины и Казахстана), Orbis (информация о компаниях со всего мира), Amadeus (информация о компаниях Европы).
Стоимость подписки на эти базы данных очень высока и сопоставима с размером прибыли от деятельности ИООО за контролируемый год.
Стоимость услуг организаций, оказывающих услуги по подготовке документов по трансфертному ценообразованию, сопоставима с размером прибыли от деятельности ИООО за квартал.
В зависимости от чего организация должна выбирать метод определения налоговой базы в соответствии с ч. 24 п. 4 ст. 30-1 НК?
Может ли ИООО учесть расходы по подписке на базы данных, в составе затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Может ли ИООО учесть расходы на услуги сторонней организации по подготовке документов по трансфертному ценообразованию в составе затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Из каких источников в Республике Беларусь ИООО может взять информацию для сравнения‚ цен на свои услуги с рыночными, чтобы самостоятельно подготовить документы, обосновывающие, что применяемый уровень цен на услуги сопоставим с рыночными?
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между вы-ручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяются, если иное не установлено НК, исходя из цен сделок, корректируемых в случаях, установленных статьей 30-1 НК (пункта 1 статьи 127 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
В соответствии с подпунктом 1.2. пункта 1 статьи 30-1 НК контролю за трансфертным ценообразование (далее – ТЦ) подлежат, в том числе, сделки совершенные по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом если в течение налогового периода сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000 белорусских рублей без учета косвенных налогов.
Взаимозависимыми лицами признаются организации, одна из которых является учредителем другой. При этом доля ее прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20% (статья 20 НК).
Для целей контроля ТЦ под внешнеторговой деятельностью понимается сделка по реализации товаров (работ, услуг) (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров), совершенная с иностранным юридическим и (или) физическим лицом (пункт 3 статьи 30-1 НК).
В приведенной ситуации иностранная компания, имеющая 75 % в уставном фонде белорусской организации и учрежденная ею белорусская компания являются взаимозависимыми. Соответственно, положения статьи 30-1 НК распространяются на оценку сделок между ними.
Статьей 30-1 НК установлены для целей налогообложения принципы определения цены на товары (работы, услуги), иное имущество, имущественные права в случаях их реализации и приобретения, а также предоставления (получения) в пользование имущества (подпункт 1.2 пункта 1, пункт 3 статьи 30-1 НК).
Согласно положениям пункта 4 статьи 30-1 НК если в сделках, указанных в пункте 1 статьи 30-1 НК, лицом применяются цены и (или) устанавливаются коммерческие и (или) финансовые условия (далее - цены), отличные от тех, которые имели бы место в сделках, осуществляемых в сопоставимых экономических условиях, и признаваемые в соответствии со статьей 30-1 НК рыночными, то налоговая база, которая могла быть определена, но вследствие указанного отличия не была определена, учитывается для целей налогообложения у этого лица.
Плательщик вправе самостоятельно до проведения налоговыми органами выездной проверки произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль при применении им цен на товары (работы, услуги), не соответствующих рыночным ценам (часть 8 пункта 4 статьи 30-1 НК).
Статьей 30-1 НК на сегодняшний день предусмотрено 5 методов определения налоговой базы налога на прибыль:
При этом каждый последующий метод используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода.
Для поиска сопоставимых данных по контролируемой сделке используются данные из источников информации в той последовательности, в которой они приведены в пункте 4 статьи 30-1 НК. В частности, информация о ценах:
- сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары;
- исходя из опубликованных данных статистики внешней торговли Республики Беларусь; информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств.
При отсутствии (недостаточности) перечисленной информации используются:
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений статьи 30-1 НК.
Поскольку законодательством для целей ТЦ предусмотрено использование только общедоступной, опубликованной, официальной информации или сведений информационно-ценовых агентств, а указанные в вопросе базы признаются общераспространенными и общедоступными, однако доступ к ним возможен только после приобретения подписки на продукт считаем, что расходы по подписке на иностранные базы данных, необходимые для контроля ТЦ возможно учесть при налогообложении прибыли.
Аналогичный подход применяется и в отношении услуг сторонней организации по подготовке документов по ТЦ.
Поскольку эти услуги необходимы для контроля ТЦ их возможно учесть при налогообложении прибыли.
Деятельность ИООО заключается в оказании консультационных услуг в области информационных технологий иностранной компании, имеющей 75 %в уставном фонде. Другие виды деятельности ИООО не осуществляет.
Так как объем сделок, совершенных по внешнеэкономической деятельности с взаимозависимым лицом, превышает порог, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 30-1 Налогового Кодекса, то они являются контролируемыми с точки зрения трансфертного ценообразования.
Информация о похожих организациях, оказывающих аналогичные услуги, сопоставимых по численности и объемам оказываемых услуг, в открытых источниках практически отсутствует.
По запросу ИООО организации, оказывающие услуги по подготовке документов по трансфертному ценообразованию, выставили коммерческие предложения.
Стоимость таких услуг варьируется в диапазоне 10 000—14 000 BYN (5 000 - 7 000 EUR). Объясняется такая стоимость тем, что данные для сравнения берутся из таких баз данных, как Ruslana (информация о компаниях России, Украины и Казахстана), Orbis (информация о компаниях со всего мира), Amadeus (информация о компаниях Европы).
Стоимость подписки на эти базы данных очень высока и сопоставима с размером прибыли от деятельности ИООО за контролируемый год.
Стоимость услуг организаций, оказывающих услуги по подготовке документов по трансфертному ценообразованию, сопоставима с размером прибыли от деятельности ИООО за квартал.
В зависимости от чего организация должна выбирать метод определения налоговой базы в соответствии с ч. 24 п. 4 ст. 30-1 НК?
Может ли ИООО учесть расходы по подписке на базы данных, в составе затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Может ли ИООО учесть расходы на услуги сторонней организации по подготовке документов по трансфертному ценообразованию в составе затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Из каких источников в Республике Беларусь ИООО может взять информацию для сравнения‚ цен на свои услуги с рыночными, чтобы самостоятельно подготовить документы, обосновывающие, что применяемый уровень цен на услуги сопоставим с рыночными?
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между вы-ручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяются, если иное не установлено НК, исходя из цен сделок, корректируемых в случаях, установленных статьей 30-1 НК (пункта 1 статьи 127 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
В соответствии с подпунктом 1.2. пункта 1 статьи 30-1 НК контролю за трансфертным ценообразование (далее – ТЦ) подлежат, в том числе, сделки совершенные по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом если в течение налогового периода сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000 белорусских рублей без учета косвенных налогов.
Взаимозависимыми лицами признаются организации, одна из которых является учредителем другой. При этом доля ее прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20% (статья 20 НК).
Для целей контроля ТЦ под внешнеторговой деятельностью понимается сделка по реализации товаров (работ, услуг) (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров), совершенная с иностранным юридическим и (или) физическим лицом (пункт 3 статьи 30-1 НК).
В приведенной ситуации иностранная компания, имеющая 75 % в уставном фонде белорусской организации и учрежденная ею белорусская компания являются взаимозависимыми. Соответственно, положения статьи 30-1 НК распространяются на оценку сделок между ними.
Статьей 30-1 НК установлены для целей налогообложения принципы определения цены на товары (работы, услуги), иное имущество, имущественные права в случаях их реализации и приобретения, а также предоставления (получения) в пользование имущества (подпункт 1.2 пункта 1, пункт 3 статьи 30-1 НК).
Согласно положениям пункта 4 статьи 30-1 НК если в сделках, указанных в пункте 1 статьи 30-1 НК, лицом применяются цены и (или) устанавливаются коммерческие и (или) финансовые условия (далее - цены), отличные от тех, которые имели бы место в сделках, осуществляемых в сопоставимых экономических условиях, и признаваемые в соответствии со статьей 30-1 НК рыночными, то налоговая база, которая могла быть определена, но вследствие указанного отличия не была определена, учитывается для целей налогообложения у этого лица.
Плательщик вправе самостоятельно до проведения налоговыми органами выездной проверки произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль при применении им цен на товары (работы, услуги), не соответствующих рыночным ценам (часть 8 пункта 4 статьи 30-1 НК).
Статьей 30-1 НК на сегодняшний день предусмотрено 5 методов определения налоговой базы налога на прибыль:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
При этом каждый последующий метод используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода.
Для поиска сопоставимых данных по контролируемой сделке используются данные из источников информации в той последовательности, в которой они приведены в пункте 4 статьи 30-1 НК. В частности, информация о ценах:
- сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары;
- исходя из опубликованных данных статистики внешней торговли Республики Беларусь; информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств.
При отсутствии (недостаточности) перечисленной информации используются:
- - сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- - сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной оценщиком в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- - калькуляция стоимости (себестоимости) товара;
- - сведения из бухгалтерской и государственной статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных информационных системах, а также размещенные на официальных сайтах белорусских и иностранных организаций.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений статьи 30-1 НК.
Поскольку законодательством для целей ТЦ предусмотрено использование только общедоступной, опубликованной, официальной информации или сведений информационно-ценовых агентств, а указанные в вопросе базы признаются общераспространенными и общедоступными, однако доступ к ним возможен только после приобретения подписки на продукт считаем, что расходы по подписке на иностранные базы данных, необходимые для контроля ТЦ возможно учесть при налогообложении прибыли.
Аналогичный подход применяется и в отношении услуг сторонней организации по подготовке документов по ТЦ.
Поскольку эти услуги необходимы для контроля ТЦ их возможно учесть при налогообложении прибыли.
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм