Оформление поставки товара дропшиппером |
Покупатель (юридическое лицо) (далее — конечный покупатель) заказывает и оплачивает в порядке предоплаты товар в интернет-магазине дропшиппера (общество с ограниченной ответственностью) (далее — ООО). Согласно договору дропшиппинга, заключенному между дропшиппером и поставщиком, дропшиппер приобретает товар для покупателя у поставщика, автотранспортом которого по адресу, указываемому дропшиппером, этот товар доставляется покупателю.
Каковы порядок и особенности документального оформления поставки товара дропшиппером покупателю?
Дропшиппинг — это относительно новый для Беларуси вид деятельности, не регламентируемый однозначно национальным законодательством.
С учетом широкого распространения дропшиппинга в развитых странах в целом можно констатировать, что дропшиппинговая деятельность — это деятельность по продаже в интернет-магазине товаров продавцами (дропшипперами), приобретающими эти товары у поставщиков и обеспечивающих их доставку конечным покупателям со складов поставщика силами самого поставщика.
Соответственно договор дропшиппинга — это договор между поставщиком и дропшиппером, согласно которому дропшиппер приобретает товар у поставщика, а поставщик обеспечивает доставку проданного им товара до конечного покупателя, который, в свою очередь, приобрел этот товар в интернет-магазине дропшиппера.
По отношению к поставщику дропшиппер выступает в роли покупателя, а по отношению к конечному покупателю дропшиппер является продавцом, обеспечивающим доставку товара этому покупателю силами поставщика.
В силу того что доставка товара конечному покупателю производится не со склада продавца (дропшиппера), такая поставка является транзитной и, значит, должна оформляться в порядке, применяемом в отношении транзитных операций, с учетом норм Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее — Инструкция № 58).
В зависимости от способа доставки движение товара до конечного покупателя с момента приобретения ООО товара у поставщика должно сопровождаться оформлением соответствующих товаросопроводительных документов (накладных по форме ТТН-1 и ТН-2).
Обязанность по оформлению накладных возложена на грузоотправителей. Это следует, в частности, из п. 3 и 4 Инструкции № 58.
При этом отметим, что согласно законодательству грузоотправителем выступает юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза, а грузополучателем — юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или ином законном основании (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Если по договору между поставщиком и продавцом товара доставка товара конечному покупателю осуществляется поставщиком собственным или привлеченным транспортом, то с учетом норм законодательства выписывается ТТН-1 (ч. 5 п. 1 Инструкции № 58).
Накладная ТТН-1 является основанием для списания товара у грузоотправителя и (или) принятия его к учету у грузополучателя (ч. 4 п. 1 Инструкции № 58).
В рассматриваемом случае грузоотправителем является поставщик, отпускающий товар со своего склада, а грузополучателем — дропшиппер, являющийся собственником приобретенного товара, реализуемого им транзитом конечному покупателю.
Место погрузки товара — склад поставщика, с которого осуществляется отгрузка товара, место разгрузки — склад (иное место разгрузки) конечного покупателя.
Порядок и особенности оформления и заполнения строк ТТН-1 регламентируются п. 1–3 Инструкции № 58.
Что касается продавца (дропшиппера), осуществляющего транзитную торговлю со склада поставщика (изготовителя), то ему необходимо оформить ТН-2, в которой он будет являться грузоотправителем, а конечный покупатель — грузополучателем.
Экземпляр грузоотправителя (продавца) будет служить основанием для списания товара у продавца, а также отражения операций по отгрузке (реализации) товара конечному покупателю.
Необходимость оформления ТН-2 обусловлена тем, что передача товара продавцом его конечному покупателю не сопровождается перемещением этого товара между ними — фактическое перемещение осуществляется между поставщиком и конечным покупателем (ч. 4, абз. 4 ч. 6 п. 1 Инструкции № 58).
Классическая схема документального оформления транзитной поставки товара продавцом конечному покупателю, осуществляемой поставщиком по договору с продавцом с использованием транспорта, может быть представлена следующим образом:
поставщик → ТТН-1 → продавец (дропшиппер) → ТН-2 → конечный покупатель.
Вместе с тем полагаем, что с учетом специфики дропшиппинговой деятельности порядок оформления товаросопроводительных документов может быть несколько иным.
По мнению автора, при использовании собственного автотранспорта для доставки конечному покупателю товара, приобретенного дропшиппером, поставщик может сам оформлять ТТН-1, в которой:
· грузоотправителем выступает дропшиппер;
· грузополучателем является конечный покупатель (в отличие от рассмотренного выше классического варианта, по которому грузополучателем является продавец, купивший товар у поставщика);
· основание отпуска — реквизиты договора дропшиппинга, заключенного между поставщиком и дропшиппером;
· пункт погрузки товара — склад поставщика;
· пункт разгрузки товара — конечный покупатель;
· заказчик автомобильной перевозки (плательщик) — дропшиппер;
· перевозчик — поставщик.
С учетом норм Инструкции № 58 применительно к рассматриваемому случаю ТТН-1 должна оформляться в четырех экземплярах:
· 1-й экземпляр передается конечному покупателю (если конечный покупатель является субъектом хозяйствования);
· 2-й экземпляр передается собственнику товара (дропшипперу), который позиционируется в качестве грузоотправителя. Передача ТТН-1 осуществляется после приемки товара конечным покупателем, что с учетом предварительной оплаты товара, произведенной конечным покупателем на счет дропшиппера, дает основание для признания дропшиппером выручки от реализации товара;
· 3-й и 4-й экземпляры остаются у поставщика, позиционируемого в качестве перевозчика, для расчетов за оказанные транспортные услуги (3-й экземпляр) и учета транспортной работы (4-й экземпляр).
Третий экземпляр ТТН-1 перевозчик может передать заказчику автомобильной перевозки (ч. 1 абз. 4 п. 3 Инструкции № 58), которым в рассматриваемой ситуации является дропшиппер.
Полагаем, что применительно к рассматриваемому случаю достаточно было бы выписки трех экземпляров ТТН-1 (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика), однако нормами Инструкции № 58 предусмотрено оформление именно четырех экземпляров такой накладной.
Экземпляр ТТН-1, получаемый дропшиппером от поставщика, служит не только для транзитного отражения поступления товара к дропшипперу, но и одновременно для его списания с балансового учета дропшиппера.
При таком подходе, по мнению автора, отпадает необходимость оформления ТН-2 для передачи товара дропшипперу с последующим оформлением накладной для отпуска дропшиппером товара конечному покупателю.
<...>