О сфере контроля налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ |

Количество просмотров: 259
Автор садоводческие товарищества, садоводческие товарищества, налоги, налоги, проверки проверки
О сфере контроля налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ

Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.01.2017, далее – Указ № 50) и Положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом № 50, определены условия создания, правовое положение и порядок осуществления деятельности садоводческих товариществ.

Садоводческое товарищество согласно части 1 пункта 2 Положения – это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов садоводческого товарищества. 

Управление в садоводческом товариществе осуществляется в соответствии с Положением и уставом. Органами управления садоводческого товарищества являются общее собрание (собрание уполномоченных) и правление (пункты 24, 25 Положения). В компетенцию общего собрания входит установление (изменение) размеров и сроков внесения членских, целевых и дополнительных взносов членами товарищества, а также порядок приема наличных денежных средств, вносимых в качестве этих взносов (абзац 12 части 1 пункта 28 Положения).

Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого товарищества, председателя правления, казначея и других членов правления осуществляет ревизионная комиссия, которая  избирается из числа его членов (пункт 51 Положения).
Ревизионная комиссия согласно пункту 53 Положения должна проверять финансово-хозяйственную деятельность товарищества не реже одного раза в год и представлять общему собранию (собранию уполномоченных) отчет.

Споры между садоводческим товариществом и его членами, а также споры между наследниками о преимущественном праве на вступление в члены, споры имущественного характера решаются судом (пункт 23 Положения).

В целом контроль за деятельностью садоводческих товариществ возложен, согласно пункту 25 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376, далее – Указ № 510), на областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации.

Для осуществления уставных целей садоводческое товарищество может осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 12 Положения) с уплатой налогов в установленном законодательством порядке.

Налоговые органы применительно к деятельности садоводческих товариществ осуществляют исчисление имущественных налогов (земельного налога и налога  на недвижимость) физическим лицам (членам СТ) и контроль за их уплатой в бюджет, а также - контроль за полнотой, своевременностью исчисления и уплатой в бюджет  налогов СТ (подоходного налога с доходов физических лиц, налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, и, при условии осуществления предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения).

Ежегодно не позднее 1 мая садоводческие товарищества представляют в налоговый орган по месту регистрации сведения о размерах земельных участков их членов и лицах, имеющих льготы по  их уплате земельного налога.

Члены садоводческого товарищества могут производить уплату земельного налога и налога на недвижимость как самостоятельно, так и путем внесения сумм в кассу садоводческого товарищества. Земельный налог и налог на недвижимость должен быть уплачен не позднее 15 ноября.

Суммы земельного налога, налога на недвижимость, принятые от  его членов, перечисляются садоводческими товариществами в бюджет с представлением в налоговый орган сведений о принятых суммах с приложением копий платежных инструкций об их перечислении. Срок представления указанных сведений - не позднее 16 ноября.

Наряду с контролем за соблюдением налогового законодательства налоговые органы осуществляют проверку иного законодательства.

С 1 января 2018 года полномочия налоговых органов по контролю иного законодательства сокращены. Так, контроль за соблюдением законодательства о книге замечаний и предложений, за ведением кассовых операций, валютный контроль исключены из сфер контроля налоговых органов.

Таким образом, в случае возникновения у членов садоводческих товариществ вопросов в части нарушений должностными лицами садоводческих товариществ законодательства о книге замечаний и предложений, порядка приема членских взносов и их расходования, порядка оплаты и возмещения расходов электроэнергии и водоснабжения, обращения с отходами, незаконности решений нелегитимного правления и др. они имеют право обратиться в соответствующие областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации.

Вместе с тем, если по нарушениям законодательства о книге замечаний и предложений, порядка ведения кассовых операций либо по фактам незаконного принятия иностранной валюты в качестве платежного средства членами садоводческих товариществ будут предоставлены в налоговые органы достоверные данные, не требующие назначения и проведения проверки, а именно: сведения о нарушителе, время, место и обстоятельства совершения правонарушения, Ф.И.О. и адреса свидетелей, если они имеются, и пр., которые указывают на признаки административного правонарушения, налоговым органом в соответствии с пунктом 26 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении виновных лиц может быть начат административный  процесс.

Также налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия по пресечению незарегистрированной предпринимательской деятельности (далее – НПД), осуществляемой физическими лицами, в том числе на территории садоводческих товариществ. 

При этом, необходимо учитывать, что согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.01.2018) «О регулировании деятельности физических лиц» физические лица вправе осуществлять отдельные виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской деятельности, без регистрации в качестве предпринимателя, но при условии уплаты единого налога, в т.ч.:

- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

- распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов и др.

В настоящее время контрольная работа налоговых органов ориентирована в первую очередь на предупредительно – профилактический характер. Назначение внеплановых проверок,  возможно только при наличии у налогового органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства. При этом поручение на проведение проверки может быть дано, проверка может быть назначена Министром по налогам и сборам Республики Беларусь (его уполномоченным заместителем) при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих нарушения, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. О проезде машин по платным дорогам Беларуси во время II Европейских игр в 2019 году |

В целях комплексного урегулирования вопросов подготовки и проведения II Европейских игр 2019 года оператор системы BelToll принял решение, что в период с 10 июня по 10 июля 2019 г. освобождаются от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси пользователи платной автомобильной дороги.

2. О проверке бланков строгой отчетности |

Статьей 22 Налогового кодекса для субъектов хозяйствования предусмотрена обязанность осуществлять  проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя проверять - кому принадлежит бланк и действителен ли он.

3. Сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета |

Памятка об основных требованиях по заполнению документов персонифицированного учета и сроках их представления, которые определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 июля 1997 г. № 837.

4. Ставки единого налога для ИП г. Минска, применяемые с февраля |

Применяемые (наименьшие) с февраля 2019 года ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, составленные на основе таблиц к решению Минского городского Совета депутатов от 30.03.2018 № 29 и приложения 24 к Налоговому кодексу.

5. О применяемых коэффициентах к ставкам земельных платежей и налога недвижимость |

В 2019 году к ставкам земельного налога и налога на недвижимость применяются коэффициенты установленные решением Мингорсовета от 21 декабря 2016 г. № 255, в которое в декабре 2018 г. были внесены изменения. В отношении арендной платы за землю применяются коэффициенты, которые действовали и в 2018 году.

6. Правительством определены основные направления упрощения налогового законодательства |

В Правительстве состоялось заседание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Александра Турчина.

7. Населению будут доплачивать при скупке у них молока и мяса |

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приняло постановление от 29 января 2019 г. № 11, в котором устанавливается размер надбавок при скупке у населения мяса крупного рогатого скота и коровьего молока, соответствующая информация размещена на Национальном правовом интернет-портале.

10. Применение льготных ставок по УСН при сдаче в аренду |

Имеет ли право вновь зарегистрированная организация  с местом регистрации в г. Орша на применение льготных ставок по УСН в случае, если ею по итогам за 2019 г. будет осуществлена только деятельность по сдаче в аренду имущества (в т. ч. не находящего в его собственности)?


12. О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления |

В целях повышения качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 утверждена концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления и план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления.

13. Изменение порядка возврата государственной пошлины с 2019 года |

За возвратом государственной пошлины, независимо от того в какой бюджет она была уплачена, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обращаться с заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет, а физические лица вправе обращаться  в любой налоговый орган районного уровня на территории  Республики Беларусь  независимо от того, где данный гражданин проживает и в каком налоговом органе стоит на учете.

14. Порядок определения налоговой базы земельного налога в 2019 году |

Налоговая база земельного налога определяется в порядке, предусмотренном главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь, в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

15. Новое в исчислении налоговой базы по налогу на доходы |

Как определяется налоговая база по доходам иностранных организаций, дата начисления которых согласно статье 191 Налогового кодекса Республики Беларусь приходится на период с 01.01.2019, от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление?

16. Налоговый период налога на доходы |

Налоговым периодом налога на доходы признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, если иное не установлено статьей 193 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

По каким видам доходов иностранных организаций налоговый агент по налогу на доходы вправе выбрать на 2019 год дату начисления дохода (платежа) иностранной организации для целей исчисления налога на доходы?

17. С 1 апреля объекты налогообложения налогом на игорный бизнес будут учитывать в специальной компьютерной кассовой системе |

С 1 апреля 2019 г. объекты налогообложения налогом на игорный бизнес (игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор) будут ставиться на учет в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу».

18. Какой налог у ИП при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении? |

Индивидуальный предприниматель осуществляет автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении с использованием микроавтобусов. Является ли указанная деятельность объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?

19. Аренда буровой установки у нерезидента. Какие налоги? |

Белорусская организация планирует взять в аренду буровую установку у резидента РФ. При оплате арендной платы за пользование буровой установки арендодателю (резиденту РФ) какие налоговые обязательства возникают у организации (резидента РБ)?

20. Подача декларации при получении дохода из-за границы |

Физическое лицо – налоговый резидент Республики Беларусь по договору с иностранной компанией в качестве независимого журналиста освещал выборы в Армении. Компания выплатила ему оговоренную сумму, удержав налоги, предусмотренные законодательством своего государства. Денежные средства расходовались им, в том числе, на оплату гостиницы, питание, проезд. Нужно ли физическому лицу подавать декларацию по подоходному налогу?

22. О налогообложении доходов нерезидентов при аренде, лизинге транспортных средств с 2019 года |

В связи с изменениями, внесенными в п. 1.3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, в частности в определение термина "роялти", МНС письмом от 23.01.2019 № 4-2-15/01091 разъяснило порядок применения  статьи «Роялти» («Доходы от авторских прав и лицензий») соглашений об избежании двойного налогообложения, применяемых Республикой Беларусь, к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от аренды, лизинга транспортных средств, получаемым от источников в Республике Беларусь.

23. Срок представления декларация при прекращении деятельности представительства |

В какой срок должно с 01.01.2019 осуществляться представление налоговых деклараций (расчетов) и уплата налогов иностранными организациями при прекращении деятельности на территории Республики Беларусь?