Радикальных изменений в исчислении имущественных налогов не предвидится |
На очередном заседание Межведомственной рабочей группы, готовящей предложения о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс), пересматривался порядок исчисления и уплаты имущественных налогов. Стоит ли говорить, в части налогообложения налогом на недвижимость (гл. 17 Налогового кодекса) и земельным налогом (гл. 18 Налогового кодекса) наиболее принципиальными вопросами в давнишнем споре между государством и бизнесом являются установленное законодательством право местных Советов депутатов увеличивать ставки налогов до 2,5 раза и повышающие коэффициенты для неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. Безусловно, бизнес волнуют и иные вопросы, но именно в отношении этих норм эксперты наиболее активно и категорично высказывали свои мнения. И открывая работу заседания, заместитель Министра финансов, руководитель Межведомственной рабочей группы Дмитрий Кийко сообщил о том, что возможность снижения налоговой нагрузки по имущественным налогам было обсуждено с местными Советами депутатов и исполкомами, а также заинтересованными министерствами и концернами…
Радикальные изменения не поддержал ни один из регионов и представляющих их органов местного управления. Рассказывая об этом, Александр ВАСЕВИЧ, заместитель начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета – начальник управления налоговой политики Министерства финансов, отметил: в целом были проработаны различные варианты норм, устанавливающих соответствующие права местных Советов депутатов.
Для оценки одного из предложений Минфин попросил местные Советы депутатов проанализировать возможность снижения повышающего коэффициента до 2 с введением дифференциации по видам экономической деятельности и установлением случаев, в которых повышающие коэффициенты не применялись бы. Предложение было единогласно не поддержано местными Советами депутатов. Одним из доводов стала невозможность, по мнению местных Советов депутатов, установить закрытый перечень случаев неприменения повышающих коэффициентов. Как итог, предложение не согласовано.
Очередной вариант корректировки норм заключался в отмене повышающих коэффициентов по имущественным налогам либо в ограничении их размера значением до «1,5» с одновременным определением возможных источников компенсации выпадающих доходов в виде повышения ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию (к слову, последнюю часть предложения, со своей стороны не поддержали концерн «Белгоспищепром» и Министерство антимонопольного регулирования и торговли). В рамках варианта рассматривались три подварианта, в соответствии с которыми повышающие коэффициенты снижались бы на разное значение (например, до 2 и до 1,5) и, соответственно, требовались бы разные по величине суммы компенсации выпадающих доходов и рост ставок акцизов. Так, в случае полной отмены повышающих коэффициентов по имущественным налогам, рост ставок акцизов составил бы по алкогольной продукции 105 %, по табачной – 205 %. В подавляющем большинстве местные органы власти выразили желание сохранить установленный в настоящее время порядок налогообложения.
Что касается отмены права применять повышающие коэффициенты при налогообложении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества… Данное предложение было одобрено только брестским регионом, еще ряд исполкомов предложил компромиссный, на их взгляд, вариант, при котором соответствующие коэффициенты были бы снижены – до значения «5». Большинство же, как и в предыдущих случаях, высказалось за сохранение действующего порядка.
Еще один вопрос, с которым обратился Минфин к органам управления местного уровня, заключался в отмене (в условиях наличия установленной законодательством административной ответственности) практики применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов при налогообложении участков, самовольно занятых, а также используемых не по целевому назначению. Данное предложение нашло поддержку в гомельском, могилевском и минском регионах, а также в самой столице. В то же время ряд регионов опять-таки настаивает на сохранении нынешнего порядка.
С учетом результатов проработки вопросов Минфин сформировал собственную позицию. И в проект Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019 г. предложен вариант, в соответствии с которым за местными Советами депутатов предлагается сохранить право устанавливать повышающие коэффициенты при применении ставок имущественных налогов, но значение этих коэффициентов должно быть снижено до «2». При этом Минфин готов работать с администрациями для достижения сбалансированности местных бюджетов.
Одновременно, как ожидается, появится налоговая льгота в отношении вновь вводимых основных средств (по налогу на недвижимость), а также земельных участков, которые они занимают (по земельному налогу). Конкретные условия применения этой льготы, как показала состоявшаяся дискуссия, еще предстоит обсудить, но уже сейчас ясно, что предоставляться она будет дифференцированно: самый маленький коэффициент будет применяться на раннем этапе ввода недвижимости, а в дальнейшем, на стадии становления вновь организованного предприятия, он несколько подрастет, но сохранит свой понижающий характер.
Необходимость снижения налоговой нагрузки по имущественным налогам поддержал Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация», председатель совета директоров группы компаний «Интеллект».
Леонид ФРИДКИН, заместитель директора по финансам открытого акционерного общества «Пуховичский КХП», предложил рассмотреть возможность применения «стимулирующих коэффициентов» при уплате имущественных налогов до достижения предприятием самоокупаемости проекта.
К результатам научных исследований апеллировала Жанна ТАРАСЕВИЧ, член Совета по развитию предпринимательства, сопредседатель правления – директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского. Как она рассказала, буквально недавно Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси было проведено исследование «Совершенствование налоговой политики в Беларуси». В качестве антикризисной меры в работе предлагается отменить право применения местными Советами депутатов повышающих коэффициентов «2,5» к ставкам имущественных налогов. Пересмотреть предлагается и порядок применения повышающих коэффициентов, применяемых в случаях неиспользования (неэффективного использования) имущества.
Правда, как прокомментировал данное предложение Дмитрий Кийко, наука пока ничего не предлагает в части компенсации выпадающих доходов бюджета, а также не приводит перспективного анализа, который бы показал, как, к примеру, в результате применения стимулирующих мер, выросла бы занятость в стране и позитивно изменились иные экономические показатели. Вместе с тем, руководитель Межведомственной рабочей группы согласился с тем, что для рассмотрения в Правительстве могут быть вынесены два предложения о снижении повышающих коэффициентов при применении ставок имущественных налогов: одно со значением «2» как позиция Минфина, второе – со значением «1,5» как консолидированная позиция представителей бизнеса.
Впрочем, не все эксперты рабочей группы согласились с необходимостью корректировки повышающих коэффициентов. Взамен этого, как считает Валерий БОРОДЕНЯ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам, можно было бы обязать местные администрации обосновывать применение того или иного повышающего коэффициента в конкретных случаях.
Представители бизнеса в ходе заседания высказали также некоторые иные предложения. В частности, было заявлено о необходимости синхронизировать со снижением налоговой нагрузки по имущественным налогам шаги по изменению порядка установления в регионах арендной платы. Еще одно предложение предполагало неприменение повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов в случаях реализации проектов с участием иностранных инвестиций.
Прежде чем, окончательно сформулировать предложения по изменению положений кодекса в части налогообложения имущественными налогами, эксперты Межведомственной рабочей группы продолжат обсуждение важных вопросов на ее ближайшем заседании.
Радикальные изменения не поддержал ни один из регионов и представляющих их органов местного управления. Рассказывая об этом, Александр ВАСЕВИЧ, заместитель начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета – начальник управления налоговой политики Министерства финансов, отметил: в целом были проработаны различные варианты норм, устанавливающих соответствующие права местных Советов депутатов.
Для оценки одного из предложений Минфин попросил местные Советы депутатов проанализировать возможность снижения повышающего коэффициента до 2 с введением дифференциации по видам экономической деятельности и установлением случаев, в которых повышающие коэффициенты не применялись бы. Предложение было единогласно не поддержано местными Советами депутатов. Одним из доводов стала невозможность, по мнению местных Советов депутатов, установить закрытый перечень случаев неприменения повышающих коэффициентов. Как итог, предложение не согласовано.
Очередной вариант корректировки норм заключался в отмене повышающих коэффициентов по имущественным налогам либо в ограничении их размера значением до «1,5» с одновременным определением возможных источников компенсации выпадающих доходов в виде повышения ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию (к слову, последнюю часть предложения, со своей стороны не поддержали концерн «Белгоспищепром» и Министерство антимонопольного регулирования и торговли). В рамках варианта рассматривались три подварианта, в соответствии с которыми повышающие коэффициенты снижались бы на разное значение (например, до 2 и до 1,5) и, соответственно, требовались бы разные по величине суммы компенсации выпадающих доходов и рост ставок акцизов. Так, в случае полной отмены повышающих коэффициентов по имущественным налогам, рост ставок акцизов составил бы по алкогольной продукции 105 %, по табачной – 205 %. В подавляющем большинстве местные органы власти выразили желание сохранить установленный в настоящее время порядок налогообложения.
Что касается отмены права применять повышающие коэффициенты при налогообложении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества… Данное предложение было одобрено только брестским регионом, еще ряд исполкомов предложил компромиссный, на их взгляд, вариант, при котором соответствующие коэффициенты были бы снижены – до значения «5». Большинство же, как и в предыдущих случаях, высказалось за сохранение действующего порядка.
Еще один вопрос, с которым обратился Минфин к органам управления местного уровня, заключался в отмене (в условиях наличия установленной законодательством административной ответственности) практики применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов при налогообложении участков, самовольно занятых, а также используемых не по целевому назначению. Данное предложение нашло поддержку в гомельском, могилевском и минском регионах, а также в самой столице. В то же время ряд регионов опять-таки настаивает на сохранении нынешнего порядка.
С учетом результатов проработки вопросов Минфин сформировал собственную позицию. И в проект Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019 г. предложен вариант, в соответствии с которым за местными Советами депутатов предлагается сохранить право устанавливать повышающие коэффициенты при применении ставок имущественных налогов, но значение этих коэффициентов должно быть снижено до «2». При этом Минфин готов работать с администрациями для достижения сбалансированности местных бюджетов.
Одновременно, как ожидается, появится налоговая льгота в отношении вновь вводимых основных средств (по налогу на недвижимость), а также земельных участков, которые они занимают (по земельному налогу). Конкретные условия применения этой льготы, как показала состоявшаяся дискуссия, еще предстоит обсудить, но уже сейчас ясно, что предоставляться она будет дифференцированно: самый маленький коэффициент будет применяться на раннем этапе ввода недвижимости, а в дальнейшем, на стадии становления вновь организованного предприятия, он несколько подрастет, но сохранит свой понижающий характер.
Необходимость снижения налоговой нагрузки по имущественным налогам поддержал Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация», председатель совета директоров группы компаний «Интеллект».
Леонид ФРИДКИН, заместитель директора по финансам открытого акционерного общества «Пуховичский КХП», предложил рассмотреть возможность применения «стимулирующих коэффициентов» при уплате имущественных налогов до достижения предприятием самоокупаемости проекта.
К результатам научных исследований апеллировала Жанна ТАРАСЕВИЧ, член Совета по развитию предпринимательства, сопредседатель правления – директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского. Как она рассказала, буквально недавно Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси было проведено исследование «Совершенствование налоговой политики в Беларуси». В качестве антикризисной меры в работе предлагается отменить право применения местными Советами депутатов повышающих коэффициентов «2,5» к ставкам имущественных налогов. Пересмотреть предлагается и порядок применения повышающих коэффициентов, применяемых в случаях неиспользования (неэффективного использования) имущества.
Правда, как прокомментировал данное предложение Дмитрий Кийко, наука пока ничего не предлагает в части компенсации выпадающих доходов бюджета, а также не приводит перспективного анализа, который бы показал, как, к примеру, в результате применения стимулирующих мер, выросла бы занятость в стране и позитивно изменились иные экономические показатели. Вместе с тем, руководитель Межведомственной рабочей группы согласился с тем, что для рассмотрения в Правительстве могут быть вынесены два предложения о снижении повышающих коэффициентов при применении ставок имущественных налогов: одно со значением «2» как позиция Минфина, второе – со значением «1,5» как консолидированная позиция представителей бизнеса.
Впрочем, не все эксперты рабочей группы согласились с необходимостью корректировки повышающих коэффициентов. Взамен этого, как считает Валерий БОРОДЕНЯ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам, можно было бы обязать местные администрации обосновывать применение того или иного повышающего коэффициента в конкретных случаях.
Представители бизнеса в ходе заседания высказали также некоторые иные предложения. В частности, было заявлено о необходимости синхронизировать со снижением налоговой нагрузки по имущественным налогам шаги по изменению порядка установления в регионах арендной платы. Еще одно предложение предполагало неприменение повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов в случаях реализации проектов с участием иностранных инвестиций.
Прежде чем, окончательно сформулировать предложения по изменению положений кодекса в части налогообложения имущественными налогами, эксперты Межведомственной рабочей группы продолжат обсуждение важных вопросов на ее ближайшем заседании.
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм