Уточнен порядок проведения закупок за счет собственных средств |
Советом Министров Республики Беларусь принято постановление в целях улучшения финансово-экономического положения отечественных производителей, решения вопросов импортозамещения, а также устранения существующих неясностей в законодательстве о закупках за счет собственных средств, которое вступило в силу 23.07.2021, что позволит оказать поддержку отечественным производителям и повлечет определенный рост их доходов.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2021 № 415 (далее — постановление № 415) внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229). Документ принят в целях улучшения финансово-экономического положения отечественных производителей, решения вопросов импортозамещения, а также устранения существующих неясностей в законодательстве о закупках за счет собственных средств.
Устранение противоречий
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2020 № 717 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» были уточнены требования к размещаемому отчету о закупках (ч. 2 п. 2.10 постановления № 229). В частности, предусмотрена обязанность размещения сведений об общей стоимости договоров, заключенных в отчетном квартале только по результатам процедур закупок, проведенных в соответствии с требованиями постановления № 229.
В связи с этим для устранения противоречий из п. 1.2 постановления № 229 исключена ссылка на ч. 2 п. 2.10 постановления № 229.
При этом с учетом введения минимальной доли закупок отечественных товаров уточняется, что она должна рассчитываться и в отношении товаров, приобретаемых согласно приложению 32 к постановлению № 229 (п. 2.19 постановления № 229).
Постановление № 229 дополнено п. 2.19, в связи с чем для устранения неясностей в ч. 2 п. 2.1 цифры «2.17» заменены цифрами «2.19».
Обязанность по изучению конъюнктуры рынка и допуска к закупкам
Практика контрольной деятельности правоохранительных органов постоянно показывает наличие закупок товаров по завышенным ценам у посредников (даже в случае присутствия производителя товара в одном и том же холдинге, государственном объединении с заказчиком закупки) со ссылкой на ч. 3 п. 2.2 постановления № 229, определяющей возможность проведения закупки с применением процедуры закупки из одного источника у посредника, если закупки у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) экономически нецелесообразны или невозможны. При этом единообразный порядок подтверждения такой нецелесообразности или невозможности отсутствует.
В связи с этим в ч. 5 п. 2.2 постановления № 229 закреплены минимально необходимые действия заказчиков, направленные на установление таких фактов, в частности, как обязанность по изучению конъюнктуры рынка, в том числе направлению запросов отечественным производителям, и оформлению результатов такого изучения.
Дополнительно конкретизирована в ч. 3 п. 2.2 и ч. 2 п. 2.3 постановления № 229 такая категория производителей, как входящие в один холдинг, государственное объединение с заказчиком закупки.
С целью устранения несогласованности положений ч. 2 и 3 п. 2.5 постановления № 229 в ч. 2 конкретизируется, что к закупкам не допускаются в числе прочих физические лица, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам.
При этом с целью повышения наполняемости данного реестра и ограничения участия в закупках недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлена обязанность закупающих организаций направлять соответствующие сведения в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) при наличии оснований.
Применение преференциальной поправки
В закупках за счет собственных средств национальный режим предоставлен 20 странам, в том числе и Китаю. С учетом этого теряется эффективность применения преференциально поправки, так как наравне с белорусскими товарами ее получают еще товары из 20 стран, при этом в случае если в процедуре закупки не предлагается белорусский товар, то при сравнении товара производства Германии и Китая за последний государственные организации должны переплачивать 15 %.
Кроме того, на практике возникают трудности с применением преференциальной поправки и подтверждением соответствующего права.
В связи с этим исключена обязанность применения преференциальной поправки, при этом возвращается право вышестоящего государственного органа (организации) предусмотреть применение такой поправки при осуществлении закупок подчиненными (входящими в систему, состав) организациями.
Прозрачность закупок
С целью устранения правовой неопределенности предусматривается возможность признания участником-победителем участника, занявшего II место в конкурентных процедурах закупок, если участник-победитель, занявший I место, уклонился от заключения договора (ч. 4 п. 2.9 постановления № 229).
Для повышения гласности и прозрачности проводимых процедур закупок, обеспечения возможности защиты своих прав участниками установлена обязанность указания в сообщении о результате закупки всех участников и их цен, а также участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения (ч. 1 п. 2.10 постановления № 229).
С целью поддержки отечественных производителей и стимулирования потребления белорусских товаров установлена минимальная доля закупок белорусских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), определенная в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных организацией в отчетном году (далее — минимальная доля).
Для целей оценки достижения минимальной доли документами, подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам, будут являться:
— сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия;
— выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (п. 2.19 постановления № 229).
При этом предусматривается, что в случае, если по итогам отчетного года объем закупок белорусских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) составляет менее минимальной доли закупок, оформляется обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок.
Выполнение установленного показателя будет достигаться за счет осуществления конкурентных и неконкурентных закупок в случаях, установленных постановлением № 229.
Перечень товаров на закупки
Внесены изменения в приложение 1 к постановлению № 229, которым определен перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств действие данного постановления не распространяется.
Так, п. 41 приложения 1 к постановлению № 229 установлено, что указанное постановление не применяется при закупке товаров, произведенных в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-технологических работ в рамках государственных (в том числе президентских) программ, инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, в течение трех лет после их освоения в производстве. Из пункта исключен срок освоения производства.
Как показывает производственно-сбытовая практика, указанные временные ограничения серьезно сдерживают торговую деятельность промышленных организаций ввиду того, что зачастую продукция, созданная в рамках соответствующих программ, имеет долговременный спрос на рынке.
<...>