Ассортиментный перечень товаров: устранение препятствий в области розничной торговли по требованию государств — членов ЕАЭС |
Коллегией Евразийской экономической комиссии принято Решение от 01.03.2021 № 24 «О выполнении Республикой Беларусь обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза» (далее — Решение № 24), касающееся необходимости устранения Республикой Беларусь препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в области розничной торговли.
Этим Решением Республика Беларусь уведомлена о необходимости исполнения подп. 3 и 4 п. 32 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) в части обязательного включения товаров, произведенных в Республике Беларусь, в ассортиментные перечни, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с нормами указанных подпунктов ни одно из государств — членов ЕАЭС не вводит и не применяет в отношении лиц государств — членов ЕАЭС дополнительные требования закупать или использовать товары или услуги, государством происхождения которых является государство — член ЕАЭС, требования, которые ограничивают продажу товаров или поставку услуг на территорию этого государства — члена ЕАЭС, импорт товаров на территорию этого государства — члена ЕАЭС или экспорт товаров с территории этого государства — члена ЕАЭС и увязаны с объемами производимых товаров (поставляемых услуг), использованием местных товаров или услуг или ограничивают доступ предприятия к иностранной валюте, причитающейся в связи с указанными операциями.
Что это значит?
Государства — члены ЕАЭС приняли на себя обязательство не вводить и не применять дополнительные требования, ограничивающие продажу и использование товаров, происходящих из других государств — членов ЕАЭС, то есть на территории Республики Беларусь в отношении товаров отечественного производства и товаров, происходящих из государств — членов ЕАЭС, должны применяться единые правила продажи.
В Республике Беларусь действует механизм обеспечения постоянного наличия в торговом объекте в продаже товаров, включенных субъектом розничной торговли в ассортиментный перечень товаров. Евразийская экономическая комиссия усмотрела в действующем механизме препятствия для продажи на территории Республики Беларусь товаров, происходящих с территории других государств — участников ЕАЭС.
Правила формирования ассортиментного перечня товаров
Правила формирования ассортиментного перечня вытекают из норм трех нормативных правовых актов: Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее — Закон о торговле), Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее — Положение о перечне), и постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.11.2020 № 74 «О перечнях товаров» (далее — Постановление № 74).
Под ассортиментным перечнем товаров понимается перечень товаров, которые должны находиться в продаже в торговом объекте постоянно или в течение определенного периода (п. 1.5 ст. 1 Закона о торговле).
Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом розничной торговли для каждого торгового объекта. При этом ассортиментный перечень товаров не требуется при продаже товаров (п. 6 Положения о перечне) с использованием передвижных средств разносной торговли, а также в:
· неизолированных торговых объектах;
· магазинах беспошлинной торговли;
· торговых объектах, принадлежащих операторам почтовой связи, на которых возложены функции по обязательному оказанию универсальных услуг почтовой связи;
· торговых объектах, в которых осуществляется продажа печатных изданий, в том числе печатных средств массовой информации, объем которых в розничном товарообороте составляет не менее 25 %;
· магазинах по продаже имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства иным способом;
· аптеках, ветеринарных аптеках, специализированных магазинах и павильонах по продаже медицинских, ортопедических и оптических изделий;
· торговых объектах по продаже исключительно бывших в употреблении непродовольственных товаров, в том числе при комиссионной торговле;
· торговых объектах по продаже исключительно не проданных в сезон, не пользующихся спросом остатков единичных размеров непродовольственных товаров, а также непродовольственных товаров с незначительными дефектами внешнего вида и (или) восстановленных;
· фирменных магазинах;
· торговых объектах по продаже национальных товаров одной страны, созданных в соответствии с международными договорами и (или) иными международными обязательствами Республики Беларусь субъектами торговли, являющимися представительствами на территории Республики Беларусь иностранных юридических лиц и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств.
Постановлением № 74 установлены отдельные перечни товаров, подлежащих включению в ассортиментные перечни товаров, для торговых объектов в зависимости от их вида, типа и места расположения:
· продовольственных неспециализированных магазинов с универсальным ассортиментом товаров;
· продовольственных специализированных магазинов;
· киосков, павильонов, продовольственных неспециализированных магазинов с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров;
· непродовольственных неспециализированных магазинов с универсальным или комбинированным ассортиментом товаров, непродовольственных специализированных магазинов;
· киосков, непродовольственных неспециализированных магазинов со смешанным ассортиментом товаров;
· автомагазинов, продовольственных неспециализированных магазинов с универсальным, комбинированным или смешанным ассортиментом товаров, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа;
· автомагазинов, павильонов, непродовольственных неспециализированных магазинов с универсальным, комбинированным или смешанным ассортиментом товаров, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа;
· киосков, павильонов, магазинов, расположенных на автозаправочных станциях;
· продовольственных и непродовольственных магазинов типа «дискаунтер».
Указанные перечни сформированы Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Несмотря на право субъекта самостоятельно формировать ассортиментный перечень, законодательством регулируются правила включения в него товаров.
Основные правила формирования ассортиментного перечня:
· ассортиментный перечень товаров разрабатывается исходя из определенного субъектом розничной торговли ассортимента товаров, предлагаемых к продаже;
· в ассортиментном перечне товаров указываются группы (подгруппы) товаров, виды товаров и количество их разновидностей (моделей, размеров, иных характеристик товаров при их наличии);
· количество разновидностей товаров, включаемых в ассортиментный перечень товаров, должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, установленный Постановлением № 74, для соответствующих вида, типа торгового объекта, размера торговой площади;
· для товаров, спрос на которые носит сезонный характер, в ассортиментном перечне товаров указывается период их реализации (для картофеля, капусты белокочанной: январь — декабрь; свеклы столовой, моркови: август — май; лука репчатого: сентябрь — май; огурцов: апрель — ноябрь; помидоров: май — ноябрь; яблок: август — май);
· в случаях изменения вида, типа торгового объекта, ассортимента товаров, предлагаемых к продаже, перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, субъект розничной торговли разрабатывает и утверждает новый ассортиментный перечень товаров либо вносит изменение в ранее утвержденный ассортиментный перечень товаров.
При этом закреплена обязанность субъектов розничной торговли обеспечивать наличие в продаже товаров, включенных в ассортиментный перечень. Исключение составляют случаи, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком условий договора поставки товаров, при оговорке, что такое нарушение не является следствием нарушения такого договора самим субъектом торговли.
Следует обратить внимание, что минимальное количество разновидностей товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень, установлено, как правило, для товаров отечественного производства. И только по отдельным товарным позициям минимальное количество установлено с учетом товаров иностранного производства.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что правила формирования ассортиментных перечней установлены таким образом, что приоритет по наличию товаров в продаже отдается товарам отечественного производства. Это, в свою очередь, послужило причиной квалификации применяемого механизма как препятствия в области розничной торговли для товаров, происходящих из других государств — членов ЕАЭС, и принятия Решения № 24.
Пути устранения препятствия
В п. 2 Решения Евразийского межправительственного совета от 30.04.2021 № 4 «О вступлении в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 марта 2021 г. № 24» указано Правительству Республики Беларусь обеспечить исполнение Решения № 24 до 31.12.2021.
Таким образом, до конца 2021 года должны быть приняты меры по устранению препятствия на рынке Республики Беларусь в части обязательного включения в ассортиментные перечни товаров, произведенных в Республике Беларусь.
Вариантов устранения обозначенного препятствия несколько.
Наиболее вероятным и простым представляется распространение требования по минимальному количеству разновидностей товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень, на товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС. Тем самым будут созданы равные условия для продажи на территории Республики Беларусь товаров, происходящих с территории других государств — участников ЕАЭС.
Однако такая трактовка нормы может вызвать претензии от партнеров Республики Беларусь в рамках других интеграционных объединений и международных договоров.
В свою очередь, полная отмена данного механизма вряд ли возможна, поскольку не отвечает интересам отечественных производителей, которые являются основными инициаторами предложений по включению товаров в формируемые МАРТ ассортиментные перечни.
<...>