Изменения в сфере лицензирования |
Напомним, с 1 октября 2019 г. вступили в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ № 326), предусматривающие ряд изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ № 450).
Указ № 450 в настоящее время является единым консолидированным актом законодательного характера, устанавливающим лицензируемые виды деятельности и порядок лицензирования.
В свою очередь, Указ № 326 позиционируется как устраняющий избыточное регулирование в отдельных сферах предпринимательской деятельности, оптимизирующий и упрощающий механизм лицензирования.
Указом № 326 задекларированы цели лицензирования и впервые вводятся общие принципы лицензирования.
Законодательно утверждается минимизация вмешательства государства посредством механизма лицензирования в предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования. Одновременно сделаны первые шаги по сокращению лицензируемых видов деятельности и упрощению лицензионных требований к соискателям лицензий и лицензиатам.
Уточнены подходы к ряду видов деятельности.
Ветеринарная деятельность (гл. 11 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Положение), лицензирующий орган — Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь). Исключено лицензирование составляющей работы, услуги — диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных.
Деятельность в области автомобильного транспорта (гл. 12 Положения, лицензирующий орган — Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь):
· исключено лицензирование услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси. При этом следует учесть, что лицензирование внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси отменено с 26 февраля 2018 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7);
· скорректирован и сокращен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. С учетом изменений к таким нарушениям относятся:
а) повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсовое медицинское обследование и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);
б) неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;
в) выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается его эксплуатация;
г) выполнение автомобильной перевозки с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;
д) выполнение автомобильной перевозки без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора обязательного страхования;
е) выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.
Из перечня грубых нарушений исключено использование транспортного средства, оформленного как автомобиль-такси, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, а также выполнение автомобильных перевозок без заказа-наряда на фрахтование, путевого листа. Следует отметить, что использование путевых листов в транспортной деятельности отменено Декретом № 7 с 26 февраля 2018 г.
Адвокатская деятельность (гл. 10 Положения, лицензирующий орган — Министерство юстиции Республики Беларусь):
· введено ограничение на получение лицензии для физических лиц, в отношении которых Минюстом принято решение о прекращении действия лицензии за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, — на срок в течение 3 лет со дня принятия соответствующих решений;
· дополнен перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии (лицензиатам), наличием стажа работы по специальности не менее 3 лет.
Деятельность в области связи (гл. 15 Положения, лицензирующий орган — Министерство связи и информатизации Республики Беларусь). Уточняется используемая терминология в области электросвязи. Так, под услугами передачи данных понимаются услуги по приему, передаче, обработке и хранению данных, включая услугу телефонии по IP-протоколу и услугу IP-телевидения. Под услугой телефонии по IP-протоколу понимается услуга передачи данных по передаче голосовых сообщений в двухстороннем режиме в реальном масштабе времени по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола. Под услугой IP-телевидения понимается услуга передачи данных по приему, передаче, обработке и хранению телевизионного (аудио- визуального) контента по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола.
В связи с уточнением терминологии исключено раздельное лицензирование видов деятельности по оказанию услуг телефонии по IP-протоколу, услуг IP-телевидения, трансляции телевизионных программ, эфирной трансляции звуковых программ. Данные виды деятельности включены в составляющую лицензируемый вид деятельности услугу передачи данных.
Деятельность по обеспечению пожарной безопасности (гл. 18 Положения, лицензирующий орган — Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь). Исключено лицензирование:
· торговли средствами противопожарной защиты;
· экспертной деятельности по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности;
· деятельности по техническому обслуживанию организацией систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании.
Деятельность по технической и (или) криптографической защите информации (гл. 21 Положения, лицензирующий орган — Оперативно- аналитический центр при Президенте Республики Беларусь). Отменяется лицензирование следующих составляющих работ и услуг:
а) деятельности по реализации, монтажу, наладке, сервисному обслуживанию технических средств обработки информации в защищенном исполнении, программных средств обработки информации в защищенном исполнении, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации;
б) деятельности по проведению испытаний, технических средств обработки информации, программных средств обработки информации, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации по требованиям безопасности информации.
Оптимизирован и уточнен перечень составляющих данный вид деятельности работ (услуг) в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 20.12.2018 № 486 «О допуске к государственным секретам» и внесением изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации». Вводится лицензирование работ по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации.
Уточняется субъектный состав лицензиатов. Предусмотрено, что лицензируемая деятельность осуществляется только юридическими лицами Республики Беларусь. При этом только государственным юридическим лицам Республики Беларусь и хозяйственным обществам, 100% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, предоставляется право на осуществление составляющей ее работы и (или) услуги — аттестация объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов, если владельцем соответствующего объекта информатизации является государственный орган или государственная организация, а также хозяйственное общество, 50 и более процентов акций (долей в уставном фонде) которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Установлены также дополнительные лицензионные требования к соискателям лицензий и лицензиатам. К общим лицензионным требованиям и условиям отнесены:
а) наличие в штате не менее 3 работников, а при наличии обособленных подразделений — не менее 3 работников в штате каждого такого подразделения (для деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе и деятельности по оказанию услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи — наличие в штате каждого обособленного подразделения не менее одного работника), имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально- техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации;
б) наличие на праве собственности или ином законном основании средств измерений и контроля, технических, программно-аппаратных и программных средств в соответствии с перечнем, определяемым Оперативно-аналитическим центром, а также помещений, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
Также предусмотрены специальные лицензионные требования и условия:
· для деятельности по проведению специальных исследований технических средств, выявлению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, проектированию, созданию систем защиты информации на объектах информатизации, аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов:
а) наличие разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;
б) наличие у руководителя и других работников соискателя лицензии, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, соответствующего допуска к государственным секретам;
в) наличие объектов (объекта) информатизации, предназначенных для обработки информации, содержащей государственные секреты;
г) прохождение периодической метрологической поверки (калибровки) средств измерений, необходимых для выполнения работ (оказания услуг);
· для деятельности по проектированию, созданию, аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам:
а) наличие в штате не менее 3 работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
б) наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;
· для деятельности по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации:
а) наличие в штате не менее 3 работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
б) наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;
в) наличие сертификата соответствия системы менеджмента информационной безопасности, выданного в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
С учетом требований и условий к соискателям лицензий актуализирован перечень требований и условий к лицензиатам. Помимо указанных выше, к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам, отнесены:
а) наличие назначенного в установленном порядке лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности;
б) повышение квалификации в сфере технической и криптографической защиты информации работников, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, не реже одного раза в 3 года;
в) представление ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Оперативно-аналитический центр отчета о выполненных за предыдущий год работах (оказанных услугах), составляющих лицензируемую деятельность, по форме, определяемой Оперативно-аналитическим центром.
Актуализирован и дополнен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. К ним отнесены:
<...>