Учет госпошлины за продление лицензии |

Организация уплатила в 2020 г. государственные пошлины за внесение изменений в лицензии (числятся в составе нематериальных активов с 2018 г.) в связи с изменением названия организации.
1. Верно ли, что лицензии учитываются в составе нематериальных активов?
2. Каким образом следует учесть понесенные затраты в бухгалтерском учете организации?
1. Лицензии правомерно числятся в составе нематериальных активов.
Лицензия — специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии (п. 2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450) (далее — Положение).
За выдачу лицензии, внесение в нее изменений и (или) дополнений (за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства), выдачу дубликата лицензии взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательными актами (п. 5 Положения).
Пунктом 56 Положения предусмотрено, что лицензия действует со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче и сроком не ограничивается.
Организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
· активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;
· активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
· организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
· активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
· организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
· первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25) (далее — Инструкция № 25).
При невыполнении любого из указанных в п. 4 Инструкции № 25 условий признания произведенные организацией затраты признаются расходами (п. 6 Инструкции № 25).
Согласно п. 7 Инструкции № 25 к нематериальным активам относятся имущественные права:
· в отношении объектов интеллектуальной собственности;
· вытекающие из лицензионных (авторских) договоров, договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и иных договоров в соответствии с законодательством;
· в отношении иных объектов.
Таким образом, лицензии правомерно отнесены в состав нематериальных активов, поскольку они соответствуют вышеприведенным условиям отнесения в состав нематериальных активов.
2. Первоначальная стоимость нематериальных активов не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных законодательством (п. 17 Инструкции № 25).
Пунктом 10 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6, предусмотрено, что амортизируемая стоимость нематериальных активов изменяется в случаях внесения установленных в соответствии с законодательством платежей, связанных с поддержанием имущественных прав.
Таким образом, государственные пошлины за внесение изменений в лицензии в связи с изменением названия организации отражаются в бухгалтерском учете:
<...>