Бухгалтерский учет хозяйственных операций, возникающих при продаже некачественного товара и готовой продукции |
Определение термина «качество товара» приведено в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»: качество товара — совокупность свойств и характеристик товара, определяющих соответствие товара установленным и (или) обычно предъявляемым к товару такого рода требованиям (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).
Товар, не соответствующий такого рода свойствам и характеристикам, принято называть товаром ненадлежащего качества, браком.
Требования, предъявляемые к качеству товара, приводятся в ст. 439 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).
Товар должен соответствовать указанным требованиям в момент его передачи продавцом покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если в соответствии с законодательством или другими обязательными правилами либо договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям по качеству:
· либо в течение календарного срока, установленного в днях, месяцах, годах;
· либо в течение наработки, установленной в часах, циклах срабатываний, километрах пробега;
· либо в иных аналогичных показателях.
Таким образом, мы говорим не только о некачественном товаре, выявленном непосредственно покупателем товара при его приемке, но и о неисправностях, скрытых дефектах, выявленных покупателем (потребителем) в период гарантийного срока, который исчисляется с момента передачи товара потребителю. Гарантийный срок на товары устанавливается производителем или продавцом.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» продавец должен устанавливать гарантийный срок выше, чем он предусмотрен законодательством и (или) техническими регламентами таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и (или) изготовителем (поставщиком, представителем).
Гарантийный срок на товар, на который этот срок изготовителем (поставщиком, представителем) не установлен и обязанность по установке которого не предусмотрена законодательством и (или) техническими регламентами таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза, устанавливается продавцом самостоятельно.
В силу ст. 445 ГК при передаче товара ненадлежащего качества и если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
· возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
· потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
По месту образования брак подразделяют на внутренний и внешний.
Под внутренним браком следует понимать брак, допущенный при изготовлении готовой продукции и выявленный непосредственно в организации, выпускающей эту продукцию.
Внешний брак — брак товаров (готовой продукции), выявленный у их покупателей (потребителей) в процессе обработки, сборки, монтажа или при эксплуатации товара.
Причины возникновения брака тоже могут зависеть как от внутренних факторов (брак при изготовлении готовой продукции), так и от внешних факторов (некачественные материалы поставщиков, используемые при выпуске продукции, или товары, полученные от поставщиков).
В соответствии с п. 29 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50), для обобщения информации о потерях от брака в производстве предназначен сч. 28 «Брак в производстве».
По дебету этого счета отражаются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого брака, затраты на исправление брака и др.).
По кредиту сч. 28 «Брак в производстве» отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции, суммы, подлежащие удержанию с виновных лиц, и др.), а также суммы, списываемые на счета учета затрат на производство и другие счета как потери от брака.
Однако прежде чем какие-либо операции будут отражены на счетах бухгалтерского учета организации, необходимо оприходовать возвращенные товары, готовую продукцию.
Целесообразнее всего такие операции отражать, применяя метод сторнирования соответствующих сумм по операциям, отраженным при реализации товаров, готовой продукции.
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по таким операциям приведена в таблице (далее по тексту 1–17 — порядковые номера хозяйственных операций в таблице).
Таблица
Порядок отражения операций по возврату товаров, готовой продукции ненадлежащего качества в бухгалтерском учете у продавца (сторнировочные записи)
<...>