Особенность отражения в бухгалтерском учете дополнительных услуг |
Организация розничной торговли оказывает также рекламные услуги.
Верно ли будет вести учет себестоимости рекламных услуг на сч. 44 «Расходы на реализацию»?
Неверно, учет затрат на оказываемые рекламные услуги следует вести на сч. 20 «Основное производство».
Розничная торговля — это вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п. 22 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»).
Реклама — это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз. 9 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе») (далее — Закон о рекламе).
Рекламная деятельность — это деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению) (абз. 10 ст. 2 Закона о рекламе).
Таким образом, оказание рекламных услуг является самостоятельным видом услуг и не является розничной торговлей.
Доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на доходы и расходы по:
· текущей деятельности;
· инвестиционной деятельности;
· финансовой деятельности (п. 5 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102) (далее — Инструкция № 102).
Доходами по текущей деятельности являются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также прочие доходы по текущей деятельности (п. 6 Инструкции № 102).
Расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде (п. 7 Инструкции № 102).
Расходы по текущей деятельности включают затраты, формирующие:
· себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
· управленческие расходы;
· расходы на реализацию;
· прочие расходы по текущей деятельности (п. 8 Инструкции № 102).
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, включает стоимость приобретения реализованных товаров (в ценах приобретения или розничных ценах, за исключением сумм реализованных торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров).
К прямым затратам относятся:
1. прямые материальные затраты.
В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг;
2. прямые затраты на оплату труда.
В состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат;
3. прочие прямые затраты.
В состав прочих прямых затрат включаются иные затраты, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг.
В состав распределяемых переменных косвенных затрат включаются косвенные общепроизводственные затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 10 Инструкции № 102).
Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах основного производства организации. Прямые затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, отражаются (п. 23 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50) (далее — Инструкция № 50):
ДЕБЕТ 20 «Основное производство»
КРЕДИТ 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
Фактическая себестоимость оказанных услуг отражается:
ДЕБЕТ 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»
КРЕДИТ 20 «Основное производство».
Счет 44 «Расходы на реализацию» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг.
В организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на сч. 44 «Расходы на реализацию» отражаются расходы на транспортировку товаров, оплату труда, содержание зданий, сооружений, инвентаря, хранение, подработку и упаковку товаров, рекламу, другие аналогичные по назначению расходы (п. 35 Инструкции № 50).
На основании вышеизложенного отражение себестоимости оказанных услуг необходимо производить на сч. 20 «Основное производство». Счет 44 при оказании рекламных услуг не используется.<...>