Особенности бухучета хозяйственных операций по выбытию объектов основных средств |
Несмотря на то что основные средства относятся к категории внеоборотных активов, сч. 01 «Основные средства», на котором учитываются эти самые активы, не находится «на замке». Как известно, в процессе эксплуатации объекты основных средств имеют свойство изнашиваться физически и, как это ни странно для нас, морально. Но законодательство Республики Беларусь не предусматривает списания объектов основных средств по причине их морального износа. Правда, пункт 19 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6, устанавливает, что моральный износ в результате удешевления стоимости или повышения производительности вновь вводимых аналогичных объектов основных средств может учитываться лишь при определении срока полезного использования.
Практика показывает, что в организациях эксплуатируются такие объекты, которые уже пережили нормативный срок службы или срок полезного использования. Тем не менее рано или поздно эти объекты будут списаны. Их место в технологической цепочке займут другие, более совершенные объекты основных средств.
Выбытие объекта (или его части) имеет место в случаях:
· продажи;
· безвозмездной передачи;
· частичной или полной ликвидации;
· аварий;
· стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, если дальнейшая эксплуатация их невозможна, а восстановление нецелесообразно;
· нарушения условий эксплуатации;
· недостачи;
· в других случаях.
В соответствии с п. 28 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26), выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества.
А согласно п. 29 Инструкции № 26 выбытие основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством (за исключением случаев, указанных выше, а также отчуждения физическим лицам), оформляется актом о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23.
Нетрудно заметить, что ссылка на форму акта о списании имущества по п. 28 Инструкции № 26 не приводится.
В принципе, для этих целей может быть использована форма акта, приведенная в приложении к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 13.12.2019 № 74 «Об установлении формы акта о списании имущества и учете остаточной (ликвидационной) стоимости имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь», даже несмотря на то что она установлена для списания имущества, находящегося в республиканской собственности. И применение такого акта должно предусматриваться учетной политикой организации.
Также, учитывая нормы п. 4 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», организации вправе разработать и утвердить форму акта самостоятельно.
Самостоятельно разработанная и утвержденная форма акта о списании имущества также подлежит включению в перечень приложений к учетной политике организации.
Пожалуй, никто не будет отрицать тот факт, что любой акт о списании имущества должен подписываться комиссией. Состав комиссии (лучше всего — постоянно действующей) должен быть утвержден приказом руководителя организации.
В ранее действовавших нормативных правовых актах по учету основных средств утверждение такой комиссии предусматривалось. Мало того, устанавливался и перечень вопросов, которые входят в компетенцию такой комиссии.
На данный момент обязанность наличия комиссии по списанию имущества, основные функции такой комиссии оговариваются в Положении о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2019 № 764 «О списании имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь» (далее — Положение № 764).
Как видим, здесь речь идет о списании имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, хотя такими же функциями не мешает наделить и комиссии, создаваемые при списании имущества, принадлежащего организациям иных форм собственности, что должно быть отражено в приказе о назначении комиссии.
В частности, пунктом 8 Положения № 764 предусмотрено, что основными функциями комиссии являются:
· проведение осмотра и определение фактического состояния предлагаемого к списанию имущества по месту его нахождения;
· рассмотрение документов, содержащих необходимые для подготовки акта о списании имущества сведения об этом имуществе (первичные учетные документы, техническая документация, а также заключение о техническом состоянии в случае списания имущества по основанию, иные документы, подтверждающие основания для принятия решения о списании имущества);
· определение оснований для списания имущества;
· подготовка предложений для принятия решения о списании имущества;
· составление акта о списании имущества по форме, установленной Министерством финансов.
Соответственно, акт о списании имущества должен подписываться председателем, членами комиссии и утверждаться руководителем организации.
В целом, Инструкцией № 26 предусматривается следующая корреспонденция счетов по операциям, связанным с выбытием основных средств:
Таблица
<...>