Возврат гарантийного товара |
Торговым организациям часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда покупатели возвращают ранее купленный гарантийный товар. Как отразить такую операцию в бухгалтерском учете?
Согласно ст. 439 и 440 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) качество продаваемого товара должно соответствовать обязательным требованиям к качеству продаваемого товара не только в момент передачи указанного товара, но и в течение определенного периода времени (гарантийного срока).
Статьей 445 ГК определяются также последствия передачи товара ненадлежащего качества. Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору требовать от продавца:
• соразмерного уменьшения покупной цены;• безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
• возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;
• потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору
Таким образом, ГК регулируются отношения между продавцом и покупателем — юридическими лицами, если иное не оговорено договором.
К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина применяется законодательство о защите прав потребителей (ст. 462 ГК). В ст. 474 ГК значительно расширены права покупателя в случае продажи ему в розничной торговле товара ненадлежащего качества по сравнению с правами, закрепленными в общих положениях о договоре купли-продажи. При возврате недоброкачественного товара продавцу покупатель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом решения.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» при расторжении договора розничной купли-продажи потребитель вправе требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом решения.
Порядок отражения указанных операций в бухгалтерском учете нормативными документами не урегулирован. В то же время возврат товаров является обычной практикой хозяйственных отношений и должен иметь определенную методику отражения в бухгалтерском учете.
Рассмотрим данную ситуацию на примере. Предположим, организации розничной торговли был возвращен товар ненадлежащего качества. В бухгалтерском учете при этом следует сделать такие записи:
<...>