Как правильно определить размер причиненного вреда |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)» утверждено Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями (далее — Положение № 1001).
Согласно п. 1 Положения № 1001 документом устанавливается порядок определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, если иной порядок не установлен законодательными актами.
Вторая часть п. 1 Положения № 1001 свидетельствует о том, что документ применяется при осуществлении контроля (надзора) в форме проверок в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В сравнении с ранее действовавшим постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.01.2003 № 22 «О размере вреда, причиненного государственному имуществу» нетрудно заметить, что теперь это касается определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного не государственному имуществу, а государству, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Пункт 3 Положения № 1001 устанавливает, что размер вреда, причиненного имуществу субъектов хозяйственной деятельности, определяется на дату его причинения исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и (или) документов, отражающих денежную оценку имущества (уменьшенную на сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, рассчитанную в соответствии с законодательством).
В соответствии с п. 4 Положения № 1001 размер вреда определяется:
1. При недостаче имущества — как разница между его денежной оценкой по данным бухгалтерского учета и денежной оценкой его фактического наличия.
2. При списании имущества сверх установленных норм (нормативов, лимитов) — как разница между денежной оценкой фактически списанного имущества и денежной оценкой имущества, подлежащего списанию в соответствии с актами законодательства.
3. При ухудшении характеристик имущества, в том числе в случае его разукомплектования, повреждения, порчи, при которых экономически целесообразно восстановление характеристик имущества, — исходя из стоимости данного восстановления (в том числе ремонта, необходимого комплектования). При этом восстановление характеристик имущества считается экономически целесообразным, если стоимость восстановления не превышает денежной оценки имущества в соответствии с п. 3 Положения № 1001 на дату причинения вреда.
4. При отчуждении имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства, — как разница между стоимостью, определенной в соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество было реализовано.
5. При завышении (занижении) фактически оплаченной по сравнению с определенной в соответствии с актами законодательства (при их наличии) стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг) — в размере выявленного завышения (занижения).
6. При излишней выплате (переплате) денежных средств — как разница между фактически выплаченными денежными средствами и денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства.
7. При недоплате (недополучении) денежных средств — как разница между денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства, и денежными средствами, фактически выплаченными.
Таким образом, в случаях, изложенных в п. 1–5, требуется обязательная денежная оценка имущества, так как ее обязательность установлена законодательством.
Оценка имущества производится в порядке, установленном Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение № 615, Указ № 615 соответственно).
Положение № 615 предусматривает несколько видов оценки имущества, в том числе:
· внутренняя оценка (оценка стоимости имущества, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки);
· независимая оценка (оценка стоимости имущества, проводимая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим оценочную деятельность).
При этом обязательная оценка может быть внутренней или независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой (п. 21 Положения № 615).
Положение № 1001 в целом и его п. 4 в частности не предусматривает, в каких случаях при определении размера вреда должна проводиться независимая оценка.
Однако в силу п. 1.5 Указа № 615 независимая оценка в отношении государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий должна проводиться:
· государственными организациями;
· организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющими оценочную деятельность;
· созданными Белорусской торгово-промышленной палатой организациями.
Надо полагать, что в случаях, приведенных в п. 1–3, организации при установлении фактов причинения вреда вправе провести внутреннюю оценку, а при отчуждении имущества — обязаны провести независимую оценку стоимости имущества.
Естественно, контролирующие органы могут усомниться в правильности той или иной проведенной оценки, поэтому эти органы на основании собственного решения могут инициировать проведение экспертизы достоверности оценки.
<...>