Начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию |
Вновь зарегистрированная организация на основании договоров лизинга приобретает оборудование, которое не эксплуатируется до начала осуществления производственной деятельности организации. По данному оборудованию договором лизинга предусмотрено начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию.
Также организация несет расходы по уплате арендной платы и коммунальных платежей по помещениям до начала осуществления производственной деятельности организации.
Каким образом данные расходы отражаются в бухгалтерском учете и учитываются при налогообложении прибыли? Верно ли, что до момента начала эксплуатации амортизация по оборудованию, приобретенному на основании договоров лизинга, не начисляется?
Если активы приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации. При этом течение срока полезного использования, установленного при приобретении указанных объектов, также начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации (п. 34 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее — Инструкция № 37/18/6)).
При этом начисление амортизации по объектам лизинга начинается с месяца их ввода в эксплуатацию лизингополучателем. Если договором лизинга предусмотрено начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию, амортизационные отчисления в соответствии с графиком лизинговых платежей относятся на расходы будущих периодов и включаются в затраты на производство, расходы на реализацию, прочие расходы по текущей деятельности, прочие расходы в месяце ввода объекта лизинга в эксплуатацию (п. 51 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, будет неверно до момента начала эксплуатации не начислять амортизацию по оборудованию, приобретенному на основании договоров лизинга.
Представим вышесказанное схематично:
Для целей бухгалтерского учета порядок учета расходов установлен нормами Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102).
Пунктами 32, 33 Инструкции № 102 предусмотрено, что расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.
Расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на сч. 97 «Расходы будущих периодов».
Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то указанные расходы признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами.
Однако действующее законодательство прямо не определяет, на какой счет бухгалтерского учета следует относить затраты, связанные с подготовкой производства новых видов продукции.
Обратимся к нормам Инструкции № 102 и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50).
Согласно п. 5 Инструкции № 102 доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
· доходы и расходы по текущей деятельности;
· доходы и расходы по инвестиционной деятельности;
· доходы и расходы по финансовой деятельности.
В соответствии с п. 8 Инструкции № 102 расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:
· себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
· управленческие расходы;
· расходы на реализацию;
· прочие расходы по текущей деятельности.
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг включает в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам.
К прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, прочие прямые затраты.
В состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат.
<...>