Налог на недвижимость |
Уплата налога на недвижимость в 2019 году регламентирована гл. 19 НК-2019.
Статья 226 «Особенности признания плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций и физических лиц». В статью внесены коррекционные правки в части более детального подхода к тому, какие организации относятся к осуществляющим социально-культурную деятельность. Это организации, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Статья 227 «Объекты налогообложения налогом на недвижимость». Из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.
Из объектов обложения налогом на недвижимость исключены также машино-места. При этом отсутствие в объектах машино-мест не означает, что налог на недвижимость по ним удерживаться не будет, поскольку в соответствии с абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» машино-место — это место для размещения транспорта, которое является частью капстроения (в том числе автостоянки) и зарегистрировано как объект недвижимости. Согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 оно относится к группе «Сооружения» (шифры 20260, 20261, 20262, 20263).
В отношении физических лиц введен такой объект, как не завершенные строительством капитальные строения, закрепленные физическим лицом — собственником на праве хозяйственного ведения за организацией.
Статья 228 «Льготы по налогу на недвижимость». Отменены ограничения по применению в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией.
Кроме того, установлено, что при предоставлении в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов жилищного фонда применение плательщиками освобождения, установленного п. 1.1 ст. 228 НК-2019, не утрачивается.
В октябре 2016 г. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, направленную на поощрение, защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека, их максимально полную интеграцию в жизнь общества.
Согласно п. 2 ст. 28 данной Конвенции государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту, на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права.
В связи с этим по предложению Национального центра законодательства и правовых исследований из НК исключены ограничения права на использование льготы по налогу на недвижимость инвалидами, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Для плательщиков-организаций введена льгота до 1 января 2020 г. по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям научных организаций и научно-технологических парков; до 1 января 2020 г. — по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, переданным ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.
Для плательщиков — физических лиц, имеющих капитальные строения и проживающих в сельской местности, а также для льготных категорий плательщиков установлено ограничение по применению льготы по двум и более объектам недвижимости по выбору физического лица.
Статья 230 «Ставки налога на недвижимость». В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот (повышения эффективности использования) неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов с 01.01.2014 областным (Минскому городскому) Советам депутатов было предоставлено право увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в специальный перечень. С 01.01.2016 полномочия областных (Минского городского) Советов депутатов были расширены, и они получили возможность увеличивать ставки налога на недвижимость по таким объектам до 10 раз (за исключением территории Могилевской области, где увеличение составляло 5 раз).
Кроме того, с 01.01.2016 до 10 раз могли увеличиваться ставки по земельным участкам, занятым неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями).
Вместе с тем практика показала, что налогообложение не является эффективным инструментом вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот (на 01.01.2016 по повышенным ставкам облагались 3 185 объектов, на 01.01.2017 — 3 541 объект, на 01.01.2018 — 3 415 объектов).
Согласно данным Министерства по налогам и сборам, налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость с исчисленными суммами налога на недвижимость в отношении неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов в 2018 году представлены только 391 организацией, что свидетельствует о наличии в перечне такого имущества значительного количества устаревших ветхих объектов, в том числе возведенных еще в период существования СССР, у которых остаточная стоимость равна нулю в связи с их полной амортизацией либо составляет весьма небольшую величину. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод, что в отношении таких объектов стимулирующая функция налога на недвижимость в части вовлечения их объектов в хозяйственный оборот не работает и не может быть реализована даже в перспективе.
По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, у организаций исчисленная сумма налога на недвижимость в отношении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений) за 2017 год составила 5 млн руб., сумма земельного налога в отношении земельных участков, занятых такими объектами, — 4,8 млн руб., за 2018 год налог на недвижимость составит 3,1 млн руб., земельный налог — 3,1 млн руб.
Таким образом, принимая во внимание:
· незначительную величину в абсолютном выражении сумм налога на недвижимость и земельного налога, исчисленных в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), включенных в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, и земельных участков, на которых такое имущество расположено;
· затруднение, а в ряде случаев невозможность реализации стимулирующей функции увеличенных до 10 раз ставок налога на недвижимость и земельного налога в части ускорения вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (что следует из увеличивающегося из года в год количества объектов, пополняющих перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества);
· сложное администрирование в части формирования перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов, выявления таких объектов, множество спорных вопросов, возникающих при определении эффективности использования капитальных строений (зданий, сооружений) и т.д.
— с 01.01.2019 отменено право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.
<...>