Поручители перед таможенными органами: особенности деятельности |
В последние годы поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов все чаще используется субъектами хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Наряду с классическими случаями использования поручительства, предоставляемого при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, оно активно используется импортерами с целью приобретения акцизных марок Республики Беларусь, предназначенных для маркировки ввозимых подакцизных товаров.
Поручительство может быть использовано во всех случаях, определенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, когда требуется предоставить:
· обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
· обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
· обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;
· обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.
Согласно п. 11 Приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее — Указ № 490) поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства. В рамках данного договора поручитель обязуется уплатить в полном объеме таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени в случае неуплаты плательщиком таких платежей, уплата которых была обеспечена поручительством.
Указом № 490 предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем обязанности уплатить таможенные платежи таможенный орган вправе взыскать с него причитающиеся к уплате суммы таких платежей в соответствии с законодательством.
В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать:
· банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, перечень которых размещен на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — ГТК);
· иные лица на условиях и в порядке, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
Поручителями перед таможенными органами могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Указанные лица могут стать поручителями перед таможенными органами при выполнении следующих условий:
· осуществление деятельности не менее 3 лет со дня государственной регистрации (с учетом реорганизации при условии правопреемственности);
· представление в таможенный орган, с которым планируется заключить договор поручительства, гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в форме:
1. банковской гарантии либо поручительства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, который ведет ГТК;
2. денежных средств, внесенных на текущий (расчетный) счет, открываемый Министерству финансов в белорусских рублях в Национальном банке Республики Беларусь для зачисления платежей в бюджет, контроль за которыми осуществляется таможенными органами;
· отсутствие не исполненной в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов на день подачи заявления о признании поручителем.
<...>