Приобретение антисептика для работников |
Рассмотрим следующую ситуацию.
Организация приобрела антисептической и дезинфицирующее средство (далее – антисептик) для использования работниками в целях дезинфекции в виду пандемии короновируса.
На какой счет бухгалтерского учета следует отнести понесенные организацией расходы? Учитываются ли они при налогообложении прибыли? Облагаются ли налогом на добавленную стоимость, подоходным налогом, страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах?
Общие положения
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем проведения, в том числе, государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, санитарно-противоэпидемических мероприятий (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 340-З)).
Граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:
- благоприятную среду обитания;
- предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью (ст. 27 Закона № 340-З).
Организации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны создавать условия для сохранения, укрепления и восстановления здоровья работающих, обеспечивать гигиеническое обучение и воспитание работающих, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, применением, хранением и транспортировкой средств защиты растений, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (ст. 31 Закона № 340-З).
Работники имеют право на здоровые и безопасные условия труда (п. 1 ст. 11 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее – ТК).
В данном случае следует учитывать нормы ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), в соответствии с которыми при организации труда работников наниматель обязан, среди прочего:
- обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности;
- обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
- ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда (ст. 5 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З)).
Таким образом, общие подходы к охране труда работников предусматривают, что наниматель обязан принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности. По мнению автора, в сложившихся условиях это подразумевает, что приобретение антисептика является обоснованной производственной необходимостью, а не социальной льготой для работников.
Справочно.
Специальные нормы говорят лишь о том, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурах, наниматель обязан обеспечивать бесплатную выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств (абз. 2 ч. 2 ст. 17 Закона № 356-З).
Бухгалтерский учет
Исходя их норм п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133), антисептик относится к запасам (материалам).
Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 6 Инструкции № 133).
Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 (далее – Инструкция № 50)).
Таким образом, приобретенный антисептик относится на счет 10 «Материалы».
Справочно.
В зависимости от принятой в организации учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и (или) 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования данных счетов (п.39 Инструкции № 133).
В зависимости от того, работниками каких видов (направлений деятельности) используется антисептик, расходы на его выдачу (использование) могут отражаться на разных счетах бухгалтерского учета (20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др.) (п. 8 Инструкции № 102).
Справочно.
Материалы списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.) по мере отпуска материалов со складов (из кладовых) в подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве (п. 60 Инструкции № 133).
Организации следует отразить следующие записи на счетах бухгалтерского учета:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена стоимость приобретенного антисептика |
10 «Материалы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Отражено списание стоимости выданного (использованного) антисептика |
20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. |
10 «Материалы» |
Налог на прибыль
Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и (или) законодательством (п. 1 ст. 169 НК).
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).
Поскольку общие подходы к охране труда работников предусматривают, что наниматель обязан принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, по мнению автора, в сложившихся условиях это подразумевает, что приобретение антисептика является обоснованной производственной необходимостью, а не социальной льготой для работников, и затраты на антисептик учитываются при налогообложении прибыли.
Налог на добавленную стоимость
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК)
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 131 НК).
В рассматриваемой ситуации антисептики используются работниками в виду производственный необходимости, следовательно, по мнению автора, в данном случае отсутствует факт реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость.
Подоходный налог
Согласно подп. 1.1 ст. 196 НК, объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 НК.
В п. 2 ст. 196 НК перечислены доходы, не признаваемые объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц.
Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиками в размере стоимости смывающих и обезвреживающих средств, выданных плательщику, или компенсации в размере стоимости таких средств, приобретенных плательщиком за свой счет (подп.2.4 п. 2 ст. 196 НК).
Таким образом, стоимость приобретенных антисептиков не будет облагаться подоходным налогом.
Обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»).
Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень № 115) (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).
В п. 4 Перечня № 115 включены суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, форменной одеждой и обмундированием в соответствии с законодательством.
По мнению автора, поскольку общие подходы к охране труда работников предусматривают, что наниматель обязан принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, по мнению автора, в сложившихся условиях это подразумевает, что приобретение антисептика является обоснованной производственной необходимостью, а не социальной льготой для работников, и в данном случае отсутствует объект для обложения страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах.
Заключительные положения
Учитывая, что по рассмотренным вопросам четко прописанные нормы в законодательстве отсутствуют, необходимо учитывать возможные разъяснения специалистов государственных органов.
Отметим, что плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства (часть первая п. 3 ст. 21 НК).
Часть первая п. 3 ст. 21 НК распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате ими налогов, сборов (пошлин) на основании разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов в письменной или электронной форме (часть вторая п. 3 ст. 21 НК).
<...>